К выполнению практической работы №15
Планирование — один из методов управления предприятием, представляющий собой процесс проработки (расчетов) объекта планирования на заданный промежуток будущего времени с определенным набором ресурсов и желаемой эффективностью. Планирование завершается принятием директивного документа — плана, обязательного к исполнению. Основные принципы планирования на предприятии: · директивность — обязательность выполнения установленных планом действий, ориентиров, целей и задач; · единство — системность во взаимосвязях подразделений, скоординированное их действие; · участие — каждый работающий на предприятии становится участником выполнения плановых задач; · непрерывность — разработанные планы должны непрерывно приходить на смену один другому в рамках общих стратегических задач; · гибкость — способность и возможность внесения корректив (изменений) в процессе выполнения; · точность — планы должны быть максимально конкретными для определенного промежутка времени. Типы планов хозяйственной деятельности предприятия определяются признаками степени неопределенности, временной ориентации целей и временного горизонта планирования.
В зависимости от степени неопределенности (определенности) планы могут быть детерминированными, когда при определенной ситуации обязательно произойдет событие, будет достигнут результат, и стохастическими (вероятными), когда событие (результат) может наступить при определенной ситуации с вычисленной степенью вероятности. Вариантами стохастических систем планирования являются: планирование по системе жестких обязательств (основой являются договоры, контракты), под личную ответственность (менеджер действует на свой страх и риск), приспособление к обстоятельствам (увеличивая предсказуемость результатов). По временной ориентации целей различают реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное планирование. Реактивное планирование базируется на предшествующем опыте и осуществляется снизу вверх (от планов подразделений до сводного плана). Инактивное планирование — это удовлетворенность существующим положением, принятие новых решений осуществляется в рамках создаваемых и существующих комиссий. Характерным является мнение, что все «само образуется» — самоорганизуется. Преактивное планирование ориентировано на поиск оптимальных решений с применением научных методов планирования. Интерактивное планирование базируется на упреждении, проектировании будущего. По временному горизонту выделяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. Планирование долгосрочное, как правило, охватывает временной горизонт свыше 5 лет, среднесрочное планирование — от 1 года до 3–5 лет. Краткосрочные планы — это планы в пределах 1 года (квартальные, месячные, декадные, недельные, суточные и сменные). Кроме перечисленных типов планирование разделяют на стратегическое и тактическое. Стратегия в планировании — это совокупность главных целей предприятия и основных способов их достижения. Тактическое планирование — это определение видов и объемов ресурсов для решения задач стратегии. Для отечественной практики более известен термин «оперативно-календарное планирование», включающий межцеховое, цеховое планирование и разработку календарно-плановых нормативов подразделений предприятия и предприятия в целом (длительность цикла производства, размеры партий запуска-выпуска деталей (узлов), межоперационные заделы и т.д.). Наряду с планами предприятия разрабатывают прогнозы, концепции, программы и бизнес-планы. Прогноз — это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития предприятия. Концепция — система научно обоснованных представлений о стратегических целях и приоритетах развития предприятия. Программа — система целевых ориентиров, путей и средств достижения стратегических целей, приоритетных направлений развития предприятия, его подразделений, филиалов, представительств и т.д. Особое место в общей системе планирования занимают бизнес-планы. Ранее они назывались ТЭО — технико-экономические обоснования решений. В сущности, они таковыми и остались, изменилось только содержание. Бизнес-план включает следующие основные разделы: 1) резюме (краткое содержание предложений и эффективность бизнес-плана); 2) характеристика продукции (предложения); 3) состояние дел в отрасли, рынок сбыта; 4) технология и план производства; 5) организационный план; 6) расчет затрат и финансовый план; 7) план маркетинга; 8) оценка рисков и страхование; 9) юридический план (организационно-правовая форма и т.д.); 10) приложения. Основные разделы среднесрочных и текущих планов: 1) производство и сбыт продукции; 2) техническое развитие предприятия; 3) нормы и нормативы; 4) план маркетинга; 5) материально-техническое обеспечение; 6) труд и кадры; 7) финансовый план; 8) охрана окружающей среды; 9) план внешнеэкономической деятельности; 10) план социального развития; 11) показатели экономической эффективности производства и проектов. Этапы формирования стратегического плана: · выработка миссии предприятия; · определение его стратегического положения в отрасли и регионе; · анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей (SWOT-анализ); · разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка; · выбор окончательной стратегии, которая предусматривается в планах, регулярно уточняется в бизнес-планах и плане маркетинга. Важнейшими показателями планов являются: объем выпуска, реализации; мощность; затраты на 1 руб. товарной продукции; прибыль; рентабельность; емкость рынка; эластичность спроса, конкурентоспособность. При разработке планов используются следующие методы: балансовый, расчетно-аналитический, графоаналитический, программно-целевой, индукции и дедукции, экспертных оценок. Балансовый метод позволяет соизмерить потребности в ресурсах с их наличием (возможностью обеспечения), поэтому на предприятиях практикуются балансовые расчеты материальных, трудовых ресурсов, баланс рабочего времени, финансовый (бухгалтерский) баланс и др. Расчетно-аналитический метод является преобразующим, поскольку всякое предвидение базируется на ретроспективных данных (за прошлый период). Анализируемые данные с помощью математических методов могут пролонгироваться, экстраполироваться и интерполироваться. Анализируются практически все показатели, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия, а отражаются в перспективе в основном результативные показатели — производительность труда, выручка, прибыль, рентабельность и др. Графоаналитические методы используются в основном при планировании локальных решений (задач), хотя некоторые (система ПЕРТ – сетевые методы) могут определять критический путь решения с оптимальными параметрами. Графики, номограммы, схемы, картографические изображения дают возможность наглядно отобразить системную взаимосвязь факторов и результативных показателей. Программно-целевые методы применяются при планировании комплексных задач, таких, как: повышение качества и конкурентоспособности продукции; план маркетинга, включающий исследовательскую часть, план «завоевания рынка» и постоянно действующую часть, содержащую описание мероприятий расширения рынка услуг и т.д.; план оптимизации действующих мощностей; план развития предприятия на основе капитальных затрат и т.д. Существенным в таких планах является определение главной цели, задач и программы для их решения. Методы индукции и дедукции, кроме общих определений «от общего к частному» и наоборот — «от частного к общему», включают применение планирования морфологического, содержательного анализа и др. Методы экспертных оценок сопровождают плановые процессы всегда. Они базируются на опыте и квалификации управленческих работников. Различают индивидуальные экспертные оценки и коллективные типа мозговой атаки, генерации идей, метода Дельфи и др. Основой рационализации и экономического хозяйствования является планирование на основе базовых норм, которые должны периодически пересматриваться. Нормативная база предприятия включает нормы расхода материальных ресурсов, нормативы использования средств труда, нормы (опытно-статистические и технически обоснованные) труда, финансовые нормативы и т.д.
Деловая игра «Выбор стратегии развития предприятия
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |