Психодиагностическое обследование и исследование
5.1. Деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Включает в себя следующие этапы: 1. Предварительная подготовка. - Различение клиента и заказчика. Функциональность должности «психолог». - Формулирование цели исследования. Сложности формулирования у заказчика. - (Заключение трудового соглашения). - Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. От- сутствие шумов, музыки, посторонних. - Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов. 2. Установление контакта и мотивация испытуемых. - Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство. - Мотивация может быть разной, основная цель – заинтересовать ис- пытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходи- мости. - Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать лиш- ние вопросы («спросите потом»). - Требование к личностно-профессиональным качествам психодиаг- носта: Умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и доби- ваться искренности в ответах. Если испытуемый психологически открыт и доверяет психологу, то на вопросы обращенные к нему (в опроснике), он будет отвечать искренне, как самому психологу. Почувствовав недоброже- лательное отношение, он не будет отвечать на соответствующие вопросы, или предложит ответы, чтобы досадить экспериментатору. 3. Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно обследование). 4. Обработка, анализ и интерпретация данных. Диагноз и прогноз. Ре- комендации. 5. Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания за- ключения. 5.2. Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивиду- ально-психологических особенностей личности с целью оценки их акту- ального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомен- даций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза – установление индивидуально- психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в по- ведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза: 1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается кон- статацией определенных особенностей или симптомов, на основании ко- торых делаются практические выводы, но исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности. Выготский отмечает, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. 2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определен- ных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. 3. Высший уровень – типологический диагноз. Он заключается в оп- ределении места и значения полученных данных в целостной, динамиче- ской картине личности с учетом ее сложной структуры. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на ос- нове прошлого и настоящего намечается путь развития». Л.С.Выготский рекомендовал разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к дли- тельным повторным наблюдениям. Также выделяют два типа диагноза: 1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого- либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой (например при определении патологии развития) или с критерием. 2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого тре- буется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представ- ленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, сред- него и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесе- ния с критерием. Развернутый психологический диагноз предполагает: 1) Изучение общего уровня психического развития человека; 2) Исследование сбалансированности личностной структуры, а также преобладание в ней тех или иных психологических особенностей; 3) Выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических проблем; 4) Выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам; 5) Оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия. 5.3. Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту. Психодиагностика пытается ответить на три вопроса: - Что происходит? - Чем это вызвано? - Что будет дальше? Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагно- стической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимо- действия. При решении психодиагностической задачи психолог четко ори- ентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого содержания клиентом. При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определя- ет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику ин- формации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повто- рить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, на- сколько понятна информация. Одним из главных моментов передачи психодиагностической инфор- мации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предва- рительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, ко- торую решает психодиагност. Одной из форм сообщения результатов психодиагностического обсле- дования являются психометрические данные, выраженные в определенных баллах, шкалах и других метрических величинах. В этом случае индивиду- альные результаты клиента можно представить как точку на шкале воз- можных результатов. Т.о., клиент получает критерии оценки своих резуль- татов, полученных психодиагностом по методике, оценочные действия он может провести сам. В большинстве случаев пользователи психологической информации склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное вос- приятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Сделать все, чтобы увести клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической инфор- мации. В ином случае необходимо узнать как он это делает. Особенно не- обходимо контролировать распространение психодиагностической инфор- мации среди детей и подростков и не распространять среди них оценочную психологическую информацию. Объяснить почему? Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психо- логической информации: - сообщать информацию, а не оценивать ее; - сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом. Этические принципы интерпретации результатов теста: - не формируй ненужных ожиданий; - говори с человеком на его языке; - не утверждай того, в чем не уверен; - говори только так, чтобы тебя поняли однозначно; не оставляй клиенту никаких поводов для неправильного домысливания. 5.4. Написание психодиагностического заключения. Письменное (или устное) заключение является конечным этапом пси- ходиагностики. В содержание заключения включают все доступные пси- хологу-диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источни- ков). Принципы (по А. Анастази): 1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических устано- вок и специализации психолога-диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответство- вало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Например: учителя предпочитают заключения с конкретными рекоменда- циями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных дан- ных, но без конкретных рекомендаций. В заключении, рассчитанном на специалистов и людей несведующих, должна приводиться краткая аннота- ция содержательного характера, а потом даваться более подробное описа- ние конкретных данных. 2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация. 3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п. 4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования ко- торых были или значительно ниже, или значительно выше средних показа- телей. Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого. 5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться от- дельно для иллюстрации или пояснения подхода. 6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально- ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается с какими нормами сравниваются показатели индивида.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (672)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |