1. Различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);
2. Смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день);
3. Деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;
4. Постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. Число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями;
5. Группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой – с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой – с мягкими и т.д.;
6. Определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова.
Фонетико-графические упражнения (служат для различения звуков и букв)
1. Обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
2. Определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);
3. Расположите слова по алфавиту;
4. Подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса
1.Укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);
2. Подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
3. Найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;
4. Определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово;
5. Составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам);
6. Составьте предложения с указанным значением данного слова;
7. Найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.
Морфемныеупражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова
1. Найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);
2. Обозначьте условными знаками части слова;
подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
3. Выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы, например: вместо домик);
4. Сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);
заполните таблицу, используя данные примеры;
5. Разберите слова по составу;
6. Определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова и служат основой формирования орфографических умений и навыков
1. Определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
2. Составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
3. Определите способ образования слова;
4. Подберите однокоренные слова к данному слову.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков
1. Опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
2. Подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
3. Постановка слова в указанной форме;
составление парадигмы слова;
4. Разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
5. Группировка слов по частям речи, их разрядам;
6. Составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
7. Полный или частичный морфологический разбор слова.
Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся
1. Отграничение одних синтаксических структур от других;
2. Определение структуры данной синтаксической единицы;
3. Нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
4. Составление схем предложений;
5. Составление предложений по схемам;
6. Составление предложений указанной структуры;
7. Полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.