Этапы становления менеджмента как научной дисциплины. Структура менеджмента. Виды менеджмента. Принципы менеджмента
Менеджмент – это процесс взаимодействия управленцев, использующих специальные технические средства, применяющих обусловленные методы воздействия на людей и процедуры принятия решений о направлениях деятельности и развития организации. В этой связи менеджмент может рассматриваться как система, как совокупность взаимосвязанных элементов (людей и технических средств) закономерно взаимодействующих для достижения цели. Для эффективного функционирования системы важны все ее компоненты. Если какой-либо из элементов будет пропущен или в недостаточной мере задействован, то вся система будет функционировать с нарушениями и сбоями. Применительно к менеджменту это означает, что при формировании системы управления на предприятии должное внимание должно уделяться всем категориям теории управления и компонентам практики управления. Менеджмент, как систему можно представить следующим образом:
М ,
где З – законы менеджмента; Ц – цели менеджмента; П – принципы управления; Ф – функции управления; М – методы управления; С - связующие процессы управления (коммуникации и принятия решений); К – кадры менеджмента; О – организационные структуры управления; Т – техника управления; Тех – технология управления; И – информация; S – стиль управления
Виды менеджмента
Управленческая деятельность многопланова и осуществляется в различных сферах экономики на разных уровнях управления. Менеджмент классифицируется по двум признакам: уровням (микро- и макроэкономика) и сферам его применения. Применительно к управлению экономикой страны в целом различают два уровня менеджмента:общий и производственный. Общий менеджмент –это управление макроэкономическими процессами. Цели общего менеджмента:устойчивый рост экономики, сдерживание инфляции, минимизация безработицы, положительное сальдо внешнеторгового баланса (и платежного баланса страны). В рамках общего менеджмента выделяют:а) инновационный менеджмент (управление нововведениями); б) стратегический менеджмент (разработка стратегий развития); в) практический менеджмент (повседневная управленческая деятельность). Производственный менеджмент – это управление предприятием. Основными направлениямипроизводственного менеджмента являются: технологический менеджмент (управление процессами выпуска продукции); маркетинговый менеджмент (управление продажами); финансовый менеджмент (управление капиталом). Иногда выделяют операционный менеджмент (календарное планирование и диспетчирование). В самостоятельную сферу управленческой деятельности выделились: менеджмент персонала (управление кадрами) и коммуникационный менеджмент (управление распространением информации в организации). В рамках производственного менеджмента (управления предприятием) в свою очередь можно выделить три уровня управления: высший, средний и низший. Высшийуровень – это дирекция предприятия, которая обеспечивает выбор целей и стратегий его развития. Среднийуровень – начальники цехов и главные специалисты. Они обеспечивают проведение в жизнь политики руководства и доведение заданий до цехов и отделов. Низшийуровень – это мастера и бригадиры. Они организуют непосредственное выполнение планов и заданий. Принципы управления
Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, политической организации. Принципы управления – это правила и положения, соблюдение которых способствует успеху управленческой деятельности. Они обусловлены законами и закономерностями менеджмента и отражают характер производственных отношений в обществе. В рыночной экономике менеджмент базируется на следующих принципах: право собственности на все виды имущества, экономическое самоопределение личности, экономическая свобода товаропроизводителей и продавцов (в рамках закона). В литературе сформулированы и описаны десятки и сотни принципов управления. Все принципы можно объединить в несколько групп: - общие принципы (плановость, ориентация на потребности клиентов, прибыльность, инновативность, компьютеризация, структурные перестройки и другие); - принципы, определяющие взаимоотношения между работниками (принципы управления людьми); - принципы реализации основных функций управления (принципы планирования, принципы организации и т.п.); - принципы (требования) поведения руководителя; - принципы развития организаций (например 23 принципа JBM); - принципы, сформулированные классиками науки управления (Ф. У. Тейлором, А. Файолем, Э. Эмерсоном). В качестве примера приведем фундаментальные положения менеджмента, сформулированные Э. Эмерсоном : - подчиненный должен расширять и продолжать личность начальника; - начальник нужен лишь для того, чтобы делать производительной работу подчиненного; - компетентные специалисты должны формулировать основные принципы дела, обучать всех и каждого их применению и следить за всеми нарушениями; - каждая ступень управления существует не для удовольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже; - каждая мельчайшая операция на предприятии должна быть обслужена всеми знаниями и умениями, которые есть в мире.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (888)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |