Информатика и ИКТ
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
для преподавателей и студентов
учреждений среднего профессионального образования
Преподаватель: Яруллина Г. С.
Рецензент: Т.В. Кистанова - преподаватель специальных дисциплин ГАОУ СПО «Бугурусланский нефтяной колледж»
г. Бугуруслана Оренбургской области
Авторы: Яруллина Г. С. - преподаватель дисциплины «Информатики и ИКТ» ГАОУ СПО «Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области
Методические указания. - АФ ГАОУ СПО «Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области.2014. – 44 с.
Методические указания составлены в соответствии с ФГОС СПО, рабочей программой дисциплины «Информатика и ИКТ» для специальностей: 131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Методические указания предназначены для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля.
В методических указаниях изложены общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Приведены темы самостоятельных работ по дисциплине «Информатика и ИКТ», формы, сроки и методы контроля.
Методические указания по дисциплине «Информатика и ИКТ» обсуждены на заседании П(Ц)К специальных дисциплин и рекомендованы к использованию в учебном процессе.
«____» _______________ 2014 г.
Протокол № ________
Председатель П(Ц)К _________________________ Т.В. Кистанова
Согласовано
Зав. АФ ГАОУ СПО «БНК» г. Бугуруслана_____________ В. М. Камсков
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
|
|
1. Пояснительная записка……………………………....................................
|
|
2. План проведения самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика и ИКТ» для специальностей: 131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»…….........................
|
|
II.Общие методические рекомендации по видам работ ……………………….
|
|
1. Методические рекомендации по оформлению реферата………………...
|
|
2. Методические рекомендации по оформлению конспекта……………….
|
|
3. Методические рекомендации по оформлению схемы (таблицы)…….....
|
|
4. Методические рекомендации по оформлению кроссворда……………..
|
|
5. Методические рекомендации по оформлению презентации…………….
|
|
6. Методические рекомендации по оформлению контрольных вопросов...
|
|
7. Методические рекомендации по оформлению задачи……….………….
|
|
8. Методические рекомендации по оформлению теста…………………….
|
|
9. Методические рекомендации по созданию электронного документа…..
|
|
III. Методические указания по выполнению самостоятельных работ……….
|
|
10. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 1..
|
|
11. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 2..
|
|
12. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 3..
|
|
13. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 4.. |
|
14. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 5.. |
|
15. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 6.. |
|
16. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 7..
|
|
17. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 8..
|
|
18. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 9..
|
|
19. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 10
|
|
20. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 11
|
|
21. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 12
|
|
22. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 13
|
|
23. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 14
|
|
24. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 15
|
|
25. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 16
|
|
26. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 17
|
|
27. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 18
|
|
28. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 19
|
|
29. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 20
|
|
30. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 21
|
|
31. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 22
|
|
32. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 23
|
|
33. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 24
|
|
34. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 25
|
|
35. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 26
|
|
36. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 27
|
|
37. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 28
|
|
38. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 29
|
|
39. Методические указания по выполнению самостоятельной работы № 30
|
|
Список литературы………………………………………………………………..
|
|
Приложение 1……………………..……………………….................................…
|
|
Введение
Цель методических указаний - оказание помощи студентам и преподавателям учреждений среднего профессионального образования специальностей технического профиля в организации внеаудиторной самостоятельный работы по дисциплине «Информатика и ИКТ». Настоящие методические указания содержат перечень самостоятельных работ, которые позволят студентам закрепить знания и умения по наиболее сложным разделам курса и направлены на формирование общих профессиональных компетенций.
Пояснительная записка.
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем;
При освоении дисциплины «Информатика и ИКТ» студент должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
При освоении дисциплины «Информатика и ИКТ» студент должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
План проведения самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика и ИКТ» для специальностей: 131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
№ п.п.
| Наименование раздела
| Тема, выносимая на самостоятельное изучение
| Формы и сроки контроля
| Методы контроля
| Количество часов на выполнение работы
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Введение
| Роль информационной деятельности в современном обществе
| Электронная презентация
| Проверка.
Защита на практическом занятии
|
|
2.
| Информационная деятельность человека
| Раздел 1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
| Ответы на контрольные вопросы
| Проверка.
Защита на практическом занятии
|
|
3.
| Раздел 2. Информация и информационные процессы
| Раздел 2. Арифметические операции в позиционных системах счисления
| Решение задач
| Проверка.
Защита на практическом занятии
|
|
4.
| Раздел 2. Информация и информационные процессы
| Раздел 2. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
| Выполнение схем
| Проверка.
Защита на практическом занятии
|
|
5.
| Раздел 2. Информация и информационные процессы
| Раздел 2. Проводная и беспроводная связь.
| Конспект
| Проверка (преподавателем),
самопроверка, взаимопроверка
|
|
6.
| Раздел 2. Информация и информационные процессы
| Раздел 2. Поисковые системы
| Электронная презентация
| Проверка.
Защита на практическом занятии
|
|
7.
| Раздел 2. Информация и информационные процессы
| Раздел 2. АСУ образовательного учреждения.
| Конспект
| Проверка.
|
|
8.
| Раздел 2. Информация и информационные процессы
| Раздел 2. Виды информации и ее кодирование
| Решение задач
| Проверка.
|
|
9.
| Раздел 2. Информация и информационные процессы
| Раздел 2. Виды моделирования
| Решение задач
| Защита на практическом занятии
|
|
10.
| Раздел 2. Информация и информационные процессы
| Раздел 2. Носители информации
| Электронная презентация
| Проверка.
|
|
11.
| Раздел 3. Средства ИКТ
| Раздел 3. Основные характеристики компьютеров
| Электронная презентация
| Защита на практическом занятии
|
|
12.
| Раздел 3. Средства ИКТ
| Раздел 3. Объединение компьютеров в локальную сеть.
| Ответы на контрольные вопросы
| Проверка.
|
|
13.
| Раздел 3. Средства ИКТ
| Раздел 3. Сетевые операционные системы.
| Конспект
| Защита на практическом занятии
|
|
14.
| Раздел 3. Средства ИКТ
| Раздел 3. Разграничение прав доступа в сети.
| Выполнение упражнений
| Проверка.
|
|
15.
| Раздел 3. Средства ИКТ
| Раздел 3. Типы вирусов.
| Электронная презентация
| Защита на практическом занятии
|
|
16.
| Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Раздел 4.Возможности систем распознавания текстов.
| Кроссворд
| Проверка.
|
|
17.
| Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Раздел 4.Компьютерные словари.
| Выполнение упражнений
| Защита на практическом занятии
|
|
18.
| Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Раздел 4.Обработка данных в базе данных.
| Конспект
| Проверка.
|
|
19.
| Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Раздел 4.Формирование запросов для работы в сети Интернет.
| Ответы на контрольные вопросы
| Защита на практическом занятии
|
|
20.
| Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Раздел 4.Возможности динамических (электронных) таблиц.
| Кроссворд
| Проверка.
|
|
21.
| Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Раздел 4.Создание электронного документа в текстовом редакторе
| Электронный документ
| Защита на практическом занятии
|
|
22.
| Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Раздел 4.Экранный интерфейс MS Excel
| Ответы на контрольные вопросы
| Проверка.
|
|
23.
| Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Раздел 4.Построение диаграмм в MS Excel
| Электронный документ
| Защита на практическом занятии
|
|
24.
| Раздел 4.Технологии создания и преобразования информационных объектов
| Раздел 4.Основные приемы работы в программе PowerPoint
| Электронная презентация
| Проверка.
|
|
25.
| Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
| Раздел 5. Интернет-сми.
| Электронная презентация
| Защита на практическом занятии
|
|
26.
| Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
| Раздел 5. Тестирование и публикация web-сайта.
| Электронная презентация
| Проверка.
|
|
27.
| Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
| Раздел 5.Организация форумов. Общие ресурсы в сети Интернет.
| Электронная презентация
| Защита на практическом занятии
|
|
28.
| Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
| Раздел 5. HTML-редакторы.
| Кроссворд
| Проверка.
|
|
29.
| Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
| Раздел 5. Формы на web-страницах.
| Ответы на контрольные вопросы
| Защита на практическом занятии
|
|
30.
| Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
| Раздел 5. Сервисы интернет
| Электронная презентация
| Проверка.
|
|
| Итого
| 49 ч
|