Определение участников и их ролей в процессе создания и эксплуатации экспертной системы
Классификация СППР 1) по сходству некоторых признаков: · СППР, ориентированные на данные; · СППР, ориентированные на модели; · СППР, ориентированные на знания; · СППР, ориентированные на документы; · СППР, ориентированные на коммуникации и групповые СППР; · Специфически функциональные СППР или СППР общего назначения; · СППР на базе Web. В зависимости от данных, с которыми они работают: EIS и DSS. · EIS (Execution Information System) - информационная система Руководства, ИСР. СППР этого типа являются оперативными, предназначенными для немедленного реагирования на текущую ситуацию. В большинстве они ориентированы на неподготовленного пользователя, потому имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации и перечень решаемых задач. · DSS (Decision Support System). К системам этого типа относят многофункциональные системы анализа и исследования данных. Они предполагают глубокую проработку данных, которую можно использовать в процессе принятий решений. Системы этого типа рассчитаны на пользователей, имеющих как знания в предметной области, так и возможности использования современных компьютерных технологий. Этим системам присущи черты искусственного интеллекта, за счет возможности проработки исходных данных в конкретные выводы по поставленной задаче. Такие системы имеет смысл создавать, если есть основания для обобщения и анализа данных и процессов их обработки.
Экспертные системы (общие понятия) Экспертные системы - это прикладные системы ИИ, в которых база знаний представляет собой формализованные эмпирические знания высококвалифицированных специалистов (экспертов) в какой либо узкой предметной области. Экспертные системы предназначены для замены при решении задач экспертов в силу их недостаточного количества, недостаточной оперативности в решении задачи или в опасных (вредных) для них условиях. Обычно экспертные системы рассматриваются с точки зрения их применения в двух аспектах: для решения каких задач они могут быть использованы и в какой области деятельности. Эти два аспекта накладывают свой отпечаток на архитектуру разрабатываемой экспертной системы. Можно выделить следующие основные классы задач, решаемых экспертными системами: · диагностика, · прогнозирование, · идентификация, · управление, · проектирование, · мониторинг. Наиболее широко встречающиеся области деятельности, где используются экспертные системы: · медицина, · вычислительная техника, · военное дело, · микроэлектроника, · радиоэлектроника, · юриспруденция, · экономика, · экология, · геология (поиск полезных ископаемых), · математика. Структура экспертных систем Когда целесообразно использование экспертных систем Экспертные системы целесообразно использовать тогда, когда 1) разработка ЭС возможна, 2) оправдана и 3) методы инженерии знаний соответствуют решаемой задаче. Рассмотрим более подробно эти условия. Разработка ЭС возможна, когда: · существуют эксперты в данной области; · эксперты должны сходиться в оценке предлагаемого решения; · эксперты должны уметь выразить на естественном языке и объяснить используемые методы; · задача требует только рассуждений, а не действий; · задача не должна быть слишком трудной, ее решение должно занимать у эксперта до нескольких часов или дней, а не недель или месяцев; · задача должна относиться к достаточно структурированной области; · решение не должно использовать в значительной мере здравый смысл ( т.е. широкий спектр общих сведений о мире и о способе его функционирования ). Разработка ЭС оправдана, если: · решение задачи принесет значительный эффект: · использовать человека-эксперта невозможно из-за ограниченного количества экспертов или из-за необходимости выполнения экспертизы одновременно во многих местах; · при передаче информации эксперту происходит значительная потеря времени или информации; · необходимо решать задачу в окружении, враждебном человеку. Методы инженерии знаний соответствуют задаче, если задача обладает следующими характеристиками: · может быть естественным образом решена посредством манипуляции с символами, а не с числами; · имеет эвристическую природу, т.е. не годится задача, которая может быть решена гарантированно с помощью некоторых формальных процедур; · должна быть достаточно сложной, чтобы оправдать затраты, но не чрезмерно сложной; · должна быть достаточно узкой, но практически значимой. Этапы создания экспертных систем В проектировании экспертных систем можно выделить следующие этапы: ИДЕНТИФИКАЦИЯ Определение участников и их ролей в процессе создания и эксплуатации экспертной системы В процессе создания экспертной системы могут участвовать следующие специалисты: инженеры по знаниям, эксперты, программисты, руководитель проекта, заказчики (конечные пользователи). При реализации сравнительно простых экспертных систем программистов может не быть. Роль инженера по знаниям - выуживание профессиональных знаний из экспертов и проектирование базы знаний экспертной системы и ее архитектуры. Программист необходим при разработке специализированного для данной экспертной системы программного обеспечения, когда подходящего стандартного (например, оболочки для создания экспертных систем) не существует или его возможностей не достаточно и требуются дополнительные модули. В процессе эксплуатации могут принимать участие конечные пользователи, эксперты, администратор.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (887)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |