Правило соответствия, которое выражается словами: «Не отклоняйтесь от темы»
Вторая группаправил касается языковой нормативности и включает требования: 1. Правильности речи –ее соответствия грамматико-стилистическим нормам.Нарушение этого правила связано с такими ошибками, как употреб-ление слов не в соответствии с их значениями, игнорирование семантики слов, неумелое пользование антонимами, пропуски слов, необходимых для адекватного выражения смыслов, неудачный выбор синонимов, смешение паронимов (слов, имеющих сходство в морфологическом составе и, следовательно, в звучании, но различающихся по значению, например, надо: склонить голову, а не преклонить; красивая и практичная одежда, но не практическая); соединение просторечных слов с книжными, неправильное построение фраз, неправильные ударения и написание слов и др. ошибки; 2. Точности речи –ее соответствия мыслям говорящего. Согласно этому требованию нельзя использовать термины-синонимы в одном высказывании, неуклюжие словообразования (например, ксерить, разблюдовка), профессионализмы за пределами профессиональной среды, слова-паразиты, нельзя злоупотреблять штампами и канцеляризмами. 3. Ясности речи,чтообеспечивает ее доступностьпониманию слушающего. В связи с этим необходимо избегать в речи многозначных терминов или прояснять, в каком смысле используется в высказывании тот или иной многозначный термин. Чтобы сделать речь доступной, кроме того, необходимо использовать определения, сравнения, примеры, метафоры – обороты речи, заключающие скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения, аналогию. 4. Краткости и четкости речи,отсутствия в ней лишних слов, ненужных повторений. Речевые ошибки, возникающие вследствие нарушения этого правила: использование плеоназмов (одновременное употребление близких по смыслу и потому лишних слов): темный мрак, предчувствовать заранее, главная суть и т.п.; тавтологии. Данное правило также предписывает говорить короткими фразами, четко формулируя мысль и используя при этом предложения, состоящие из 8-15 слов. По другим данным, сознание обычно не воспринимает смысл фраз, составленных более чем из 13 слов, а согласно некоторым исследованиям - даже из 7 слов. 5. Логичности речи –ее соответствия законам логики. 6. Соблюдения правила конгруэнтности - совпадения слов и невербальных сигналов.Нарушение этого правила ведет е подозрительности и непониманию. 7. Соответствия речевых клише нормативным правилам официально-делового стиля; Усилению эффективности вербального воздействия (за исключением ситуаций делового общения, для которых предписан только официально-деловой стиль) могут способствовать такиехарактеристики речи как: - простота речи –ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога»; - богатство речи–разнообразие используемых в ней языковых средств; чистота речи–устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вуль-гарных, иностранных терминов, употребляемых без особой необходимости; - живость речи –отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность; - благозвучие речи –ее соответствие требованиям приятного для речи звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны[3]. В третью группуправил включаются требования нравственно-психологического характера, а именно: 1. Уважать личность партнера, ориентироваться в общении на реакцию собеседника, признавать его право на собственное мнение, пытаться увидеть проблему его глазами и понять его точку зрения. 2.Проявлятьуверенность, заинтересованность, информированность и компетентность, демонстрировать объективность, ценить свое и чужое время. 3. Избегать использования в речи конфликтогенов. Конфликтогены – это словесные выражения, которые, независимо от намерений говорящего или даже вопреки им, служат помехой, барьером в общении. Использование в речи конфликтогенов вызывает у людей негативные эмоции (страх, подчинение, обиду, враждебность, раздражение, возмущение и др.), заставляет их прибегать к защите и препятствует формированию доверия между партнерами. Примерами конфликтогенов могут служить следующие вербальные выражения, основанием объединения которых выступают некоторые типы речевых высказываний[4]: 1. Приказ, указание, команда: - «Повторите еще раз». - «Говорите медленнее». - «Не говорите со мной подобным образом». - «Срочно зайдите ко мне в кабинет». - «Не спрашивайте почему, делайте так, как вам сказано». 2. Предупреждение, угроза, обещание: - «Успокойтесь, и я вас охотно выслушаю». - «Вы пожалеете, если сделаете это». - «Если вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности вашего увольнения». - «Делайте, как сказано». 3. Поучение, указание на целесообразность, убеждение логикой: - «Вам следует пойти первым». - «Это неправильно». - «Вам не следует так поступать». - «Нечего тут расстраиваться. Все это довольно логично». 4. Совет (несвоевременный совет), рекомендация, решение: - «Почему бы вам не сказать так». - «Я бы предложил вам обжаловать это». - «Попробуйте поступить так». - «Просто не обращай внимания». 5. Нравоучение: - «Посмотрите на это иначе». - «В вашем возрасте я и такого не имел». - «Вам это поручено, значит – это ваша проблема». 6. Осуждение, критика (критика негативная), несогласие, обвинение: - «То, что вы сделали, глупо». - «Я ведь предупреждал вас, что это случиться». - «Вы недостаточно прилично работаете». - «Вы постоянно жалуетесь». 7. Похвала (особенно похвала с подвохом), согласие: - «Я считаю, что вы правы». - «Теперь вы на верном пути». - «Это было замечательно». - «Мы гордимся вами». - «У вас так хорошо получаются ответы, вы не напишите еще один?» 8. Брань, необоснованные обещания, унижение, оскорбительные прозвища: - «Ну, хорошо, господин Всезнайка». - «Все женщины одинаковы». - «Такое может сказать только идиот». - «Ну, ты просто дурак». - «Что еще можно ожидать от бюрократа». 9. Интерпретация, анализ, диагностика (диагноз мотивов): - «Вы действительно в это не верите, не правда ли?» - «Вы говорите это, чтобы только расстроить меня». - «Теперь мне понятно, почему вы это сделали». - «Вы одержимы собственническим инстинктом». - «У вас никогда не хватает инициативы». 10. Успокаивание, сочувствие, утешение (успокаивание отрицанием): - «В следующий раз вы будете чувствовать себя лучше». - «Я тоже испытал такое чувство». - «Все делают ошибки». - «Не нервничай». - «Не волнуйся, все образуется». - «Все пройдет». - «Ты прекрасно выглядишь». 11. Выяснение, допрос: - «Кто вас надоумил?'' - «Что же вы сделаете в следующий раз?» - «Почему вы так поздно?» - «Чем ты занимаешься?» 12. Увод от проблемы, отвлечение внимания, отказ от обсуждения: - «Давайте поговорим о чем-нибудь другом». - «Почему бы вам не выбросить это из головы?» - «Нечего здесь рассуждать. Я не вижу здесь проблемы». 13. Слова-должники: - «Вы должны...» 14. Сокрытие важной информации: - «Вам этот проект придется по душе» – не раскрывая сути дела. 15. Соревнование: - «Я попал в такую аварию... Ты бы посмотрел на мою». 4. Выражать свои мысли, используя активное оптимистическое построение фраз, что способствует усилению эффективности речевого воздействия:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |