1.Умение кратко и четко записать результаты, полученные в ходе наблюдений.
2. При наличии отрицательных результатов (независимо от того, связаны они с целью проверки или нет), которые дополнительно возникли в процессе наблюдения, обязательно обратить на них внимание и в анализе отразить.
3. Перед наблюдением необходимо за 2—3 дня сообщить педагогу, с какой целью проводится проверка, и ознакомить со схемой.
4. Не откладывая на долгое время, проанализировать просмотренное занятие (или какой-то отрезок дня) вместе с педагогом и записать в индивидуальную карту наблюдения.
5. Дать конкретные рекомендации и через определенный срок провести анализ их применения.
Для удобства использования схем наблюдений предлагается данный каталог. Ниже приводятся схемы в соответствии с заданным каталогом.
Ин-
| Наименование схемы контроля
| Примечания
|
декс
|
|
|
схе-
|
|
|
мы
|
|
|
| 1. Охрана жизни и здоровья детей
|
|
1.1
| Создание условий в группе для охра-
|
|
| ны жизни и здоровья детей
|
|
1.2
| Состояние условий на участке
|
|
1.3
| Организация деятельности детей в течение дня
|
|
1.4
| Содержание работы по укреплению здоровья детей
|
|
1.5
| Содержание прогулки
|
|
1.6
| Закаливание детей
|
|
1.7
| Организация питания
|
|
1.8
| Организация физкультминуток
|
|
| 2. Образовательный процесс
|
|
2.1
| Анализ планирования воспитательно-образовательной работы
|
|
2.2
| Оценка среды развития
|
|
2.3
| Оценка эффективности занятия
|
|
2.4
| Хронометраж занятия
|
|
2.5
| Технологическая карта
|
|
2.6
| Анализ занятия и других воспитательных мероприятий
| Письменно
|
2.7.
| Воспитание культурно-гигиенических навыков
|
|
2.8
| Организация и проведение занятия
|
|
2.9
| Аспектный анализ поведения ребенка на занятии
|
|
2.10
| Аспектный анализ деятельности ребенка
|
|
2.11
| Качество знаний и способов действий
|
|
2.12
| Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать
|
|
2.13
| Умение применять знания и умения на практике
|
|
2.14
| Психологический анализ занятия
|
|
2.15
| Организация разнообразной деятельности на прогулке
|
|
| 3. Физическое воспитание
|
|
3.1
| Физическое воспитание
|
|
3.2
| Использование физкультурного уголка детьми в течение дня
|
|
3.3
| Анализ физкультурного занятия
|
|
3.4
| Умение ребенка самостоятельно использовать подвижную игру в своей деятельности
| Старший возраст
|
3.5.
| Оценка двигательной среды развития
|
|
3.6
| Оценка эффективности физзанятия
|
|
3.7
| Оценка эффективности физдосуга
|
|
3.8
| Оценка эффективности секционного занятия
|
|
| 4. Игровая деятельность
|
|
4.1
| Анализ условий для проведения игр
|
|
4.2
| Анализ руководства играми воспитателя
|
|
4.3
| Поведение и знания ребенка в игре
|
|
4.4
| Анализ руководства педагога играми детей
|
|
4.5.
| Развитие нравственных качеств через игру
|
|
4.6
| Игровая деятельность
|
|
4.7
| Оценка руководства игровой деятельностью
|
|
| 5. Интелектуально-познавательная деятельность
|
|
5.1
| Анализ занятия по математике (логика мыслительной деятельности ребенка)
|
|
5.2
| Анализ занятия по математике (уровень усвоения программы)
|
|
5.3
| Анализ занятия познавательного характера
|
|
5.4
| Беседы воспитателя на занятиях (развитие мыслительной деятельности детей)
|
|
5.5
| Сенсорное развитие детей
| Младший возраст
|
5.6
| Организация и проведение наблюдения
|
|
5.7
| Ознакомление с флорой и фауной
|
|
5.8.
| Организация наблюдений в природе
|
|
5.9.
| Развитие любознательности и познавательного интереса
|
|
| 6. Художественно-речевая деятельность
|
|
6.1
| Развитие речи
|
|
6.2
| Обучение детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов
|
|
6.3
| Пересказ
|
|
6.4
| Рассказывание по картинке
|
|
| 7. Музыкальная деятельность
|
|
7.1
| Анализ музыкального занятия
|
|
7.2
| Оценка эффективности музыкального занятия
|
|
7.3
| Оценка эффективности развлечения (праздника)
|
|
7.4
| Оценка музыкальной среды развития
|
|
7.5
| Оценка руководства театрально-художественной деятельностью
|
|
| 8. Изобразительная деятельность
|
|
8.1
| Оценка художественно-продуктивной среды развития
|
|
8.2
| Лепка
|
|
8.3
| Аппликация
|
|
8.4
| Анализ занятия по рисованию
|
|
8.5
| Влияние изобразительного искусства на эстетическое развитие детей
|
|
| 9. Трудовая деятельность
|
|
9.1
| Ручной труд
|
|
9.2
| Организация коллективного труда
| Старший возраст
|
| 10. Нравственное воспитание
|
|
10.1
| Нравственное воспитание
|
|
10.2
| Выполнение детьми норм и правил культурного поведения при проведении режимных моментов в детском саду
|
|
10.3
| Культура поведения за столом
|
|
10.4
| Сформированность навыков поведения, взаимоотношений и этических представлений у детей
| Подготовительная группа
|
Блок 1. Охрана жизни и здоровья детей
Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей (схема 1.1)
№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
| Закреплена ли мебель, оборудование, ее целостность
|
|
|
|
| Состояние полов и потолка, окон, фрамуг
|
|
|
|
| Освещенность помещений, электропроводка
|
|
|
|
| Состояние пособий для занятий (ножницы, кисти и др.)
|
|
|
|
| Нет травмоопасных игрушек. Состояние игрового материала
|
|
|
|
| Подбор растений, стекло на аквариумах, оборудование для труда
|
|
|
|
Состояние участка (схема 1.2)
№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
| Санитарное состояние участка, его освещенность
|
|
|
|
| Безопасность проведения прогулки
|
|
|
|
| Состояние оборудования участка
|
|
|
|
| Содержание и состояние выносного материала
|
|
|
|
Организация деятельности детей в течение дня (схема 1.3)
№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
| Как проходит раздача и прием пищи в группах
|
|
|
|
| Проведение утренней гимнастики, физзанятий, состояние оборудования
|
|
|
|
| Выход детей на прогулку, приход с прогулки (мокрые дети и т.п.)
|
|
|
|
| Проведение закаливания, состояние оборудования
|
|
|
|
| Состояние одежды, обуви детей. Наличие на одежде опасных предметов (значки и т.п.)
|
|
|
|
| Работа с родителями, заведующей, воспитателями по вопросам охраны жизни и здоровья детей
|
|
|
|
Содержание работы по укреплению здоровья детей (схема 1.4)
№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
| Выполнение режима дня. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей
|
|
|
|
| Утренняя гимнастика. Оценка комплекса упражнений гимнастики
|
|
|
|
| Гигиенические требования (одежда, обувь)
|
|
|
|
| Оздоравливающий эффект
|
|
|
|
Содержание прогулки (схема 1.5)
№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
| Порядок одевания и раздевания детей, навыки по возрастной группе
|
|
|
|
| Наличие выносного материала по сезону. Занятость детей
|
|
|
|
| Двигательный режим детей на прогулке
|
|
|
|
Закаливание детей (схема 1.6)
№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
| Анализ причин заболеваемости детей
|
|
|
|
| Виды специальных мер закаливания в группах, наблюдение и оценка
|
|
|
|
| Закаливание воздухом, режим, проветривание и т.д.
|
|
|
|
| Индивидуальный подход к детям, листы здоровья, карты развития
|
|
|
|
Организация питания (схема 1.7)
№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
| Гигиеническая обстановка:
|
|
|
|
| санитарное состояние;'
|
|
|
|
| проветривание;
|
|
|
|
| размещение столовой ме-
|
|
|
|
| бели;
|
|
|
|
| выполнение режима пита-
|
|
|
|
| ния
|
|
|
|
| Сервировка стола:
|
|
|
|
| учет требований сервиров-
|
|
|
|
| ки стола и возраста детей;
|
|
|
|
| эстетика сервировки;
|
|
|
|
| оценка деятельности де-
|
|
|
|
| журных
|
|
|
|
| Согласованность в работе
взрослых и их руководство
организацией питания:
подготовка детей к приему
пищи;
организация гигиенических
процедур;
внешний вид детей, на-
строение и общение;
обстановка в группе во вре-
мя приема пищи;
навыки пользования столо-
выми приборами (ложка,
вилка, нож);
культура поведения за сто-
| ■
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лом (есть ли у детей плохие
|
|
| привычки, их причины);
|
|
| врачебные назначения по
|
|
| индивидуальному питанию
|
|
| и их выполнение;
|
|
| вносятся ли изменения в
|
|
| рацион питания с учетом
|
|
| потребностей, функцио-
|
|
| нальных изменений орга-
|
|
| низма, аппетита детей и со-
|
|
| стояния их здоровья
|
|
|
| Общение воспитателя с
|
|
|
|
| детьми во время приема пи-
|
|
|
|
| щи:
|
|
|
|
| умение преподнести блюдо
|
|
|
|
| (нелюбимое, новое);
|
|
|
|
| обращение внимания на
|
|
|
|
| вкусно приготовленную
|
|
|
|
| пищу, ее внешний вид;
|
|
|
|
| обучение правилам поведе-
|
|
|
|
| ния за столом
|
|
|
|
Целесообразность использования физкультминуток (схема 1.8)
№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
| С какой целью проводится
|
|
|
|
| физкультминутка:
|
|
|
|
| предупреждение, снятие
|
|
|
|
| усталости;
|
|
|
|
| активизация умственной
|
|
|
|
| деятельности
|
|
|
|
2
| Хорошо ли знакомы дети с упражнениями физкультминутки?
|
|
|
|
| Достаточна ли по времени для ребенка проводимая физкультминутка?
|
|
|
|
| Эмоционален ли ребенок во время проведения физкультминутки?
|
|
|
|
| Снижает ли физкультминутка: усталость; мышечное напряжение
|
|
|
|
| | | | | |
Блок 2. Образовательный процесс
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы (схема 2.1)
№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
| Требования к плану. Виды занятий
|
|
|
|
| Формируется ли развивающая (обучающая, воспитательная) задача
|
|
|
|
| Намечаются ли методы решения планируемых задач
|
|
|
|
| Планируется ли формирование навыков игровой, трудовой деятельности
|
|
|
|
| Оборудования занятий (игры, труда)
|
|
|
|