Раздел I. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Методы диагностики познавательных психических процессов Методы диагностики восприятия Представленные методики позволяют оценивать восприятие ребенка, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики введены в психодиагностику детского восприятия потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации. В заключение обследования ребенка, по представленным здесь методикам можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все результаты в Индивидуальную карту психологического развития ребенка и в сводную ведомость результатов обследования.
Методика 1. “Чего не хватает на этих рисунках?” Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис. 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий эксперимент с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка. Оценка результатов Оценки даются в 10-балльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне развития восприятия ребенка. Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребенка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.) 10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов. 8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 сек до 30 сек. 6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 сек до 35 сек. 4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 секдо 40 сек. 2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 сек до 45 сек. 0-1 балл - время поиска всехнедостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек. Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.
Рис. 1. Серия картинок к методике “Чего не хватает на этих картинках?”
Методика 2. “Какие предметы спрятаны в рисунках?” Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы “спрятаны” многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 2 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, “спрятанных” в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, “спрятанных” на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14. Рис. 2. Картинки к методике “Какие предметы спрятаны в рисунках?” Оценка результатов: 10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. 8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 сек до 30 сек. 6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 сек до 40 сек. 4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 сек до 50 сек. 2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 сек до 60 сек. 0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, “спрятанных” в трех частях рисунка. Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий. 8—9 баллов — высокий. 4—7 баллов — средний. 2—3 балла — низкий. 0—1 балл — очень низкий.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1339)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |