Этическая защита в педагогическом общении
1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы Отношения «учитель - ученик, преподаватель - студент» - достаточно серьезная педагогическая проблема. Совместная деятельность педагога и учеников, которой они заняты во время учебного процесса, казалось бы, должна снять проблему общения. Но этого не происходит, так как во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.) Суть проблемы общения в умении «сопрягать» эти разные духовные миры. ОБЩЕНИЕ.Данное понятие психологи определяют как: • «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности...» (Краткий психологический словарь / Под ред. Л. В. Петровского [48]), • «одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности» (Н. И. Конюхов [45]), • «связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого» (М. В. Гамезо, И. А. Домашенко [16]). • «это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания» (Педагогическое речеведенье: Словарь-справочник). Вступая в общение, человек несет в себе [93]: - сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие его социально-нравственную позицию, - стиль поведения в общении, - стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться, - намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания, - сложившийся способ воздействия на партнера по общению, заражение, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.Это «...многоплановый процесс организации установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» [74]. Не случайно Ш. Амонашвили обратил внимание на эту многоплановость: «Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания». Педагогическое общение - это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту? Это означает: - уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем, - интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху, - восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами. Основные функциипедагогического общения [65]: • информационная, • социально-перцептивная, • самопрезентативная, • интерактивная, • аффективная. Информационная функция общения реализуется в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера между учителем и учениками. Передача этой информации осуществляется средствами вербальной и невербальной коммуникации. Социально-перцептивная функция проявляется в умении учителя воспринимать и слушать ученика (собственно-перцептивный уровень), а также в особой «чувствительности» к воспитаннику (эмпатийный уровень). Самопрезентативная функция помогает самовыражению и учителя, и ученика. В актах общения осуществляется презентация так называемого внутреннего мира педагога и воспитанника. Интерактивная функция педагогического общения состоит в обмене образами, идеями, действиями и в способности отстаивать свои идеи, доказывать свою точку зрения. Если учитель заинтересован развитием личности ученика, то он будет стремиться научить его умению социального поведения и общения с инакомыслящими, навыкам ведения споров, дискуссий. Аффективная функция общения заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции. Положительное эмоциональное общение создает условия для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, называющей чувство уважения, симпатии, бла- годарности. В целом данные функции педагогического общения играют основную роль в деятельности учителя и характеризуют его коммуникативные способности. С точки зрения этической стороны общенияакцент следует сделать на те функции в процессе общения, которые играют главную роль в формировании этики человеческих отношений. Это такие функции, как [122]: • «открытие» ребенка на общение - пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убедить ученика в его свободном выборе характера общения (но с учетом нравственных норм), повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить ученика в положительном отношении к нему учителя, • «соучастие» ребенку в процессе общения - данная функция призвана поддержать ученика в его стремлении к общению, принять часть трудностей на себя, оказать помощь воспитаннику, проявить интерес к его внутреннему миру. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я» другому «Я», • «возвышение» ребенка в процессе общения. Функция «возвышения» -такое влияние на ученика, при котором ему удается в ходе взаимодействия сохранить уровень этической культуры общения и благодаря духовным и физическим усилиям совершить восхождение к новым духовным новообразованиям. Содействовать восхождению - значит формировать нравственные качества личности школьника (стремление стать добрее, смелее, решительнее). Реализация этих функций обеспечивается практическими профессиональными умениями педагога. Методика формирования данных умений предложена Н. Е. Щурковой (см.: Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М-., 1998). Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо знать: - закономерности общения, - структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения, - методику изучения общения и межличностных отношений, - основные психолого-педагогические и этические требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения. Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками [109]. Это принципы: - ненасилия (право ученика быть тем, что он есть), - паритетности взаимоотношений, - уважения труда познания ученика, - уважения неудач и слез ребенка, - уважения тяжелой работы роста, - уважения самобытности ученика, - безусловной любви воспитателя к воспитаннику, - оптимальной требовательности и уважения, - опоры на положительное в ребенке, - компромиссности спорных решений. Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов. Л.В. Калашникова в книге «Психология труда учителя» (1988), исследуя психологический механизм оптимального педагогического общения, указывает, что в ходе его реализуется ряд психолого-педагогических задач. Общение Позволяет максимально ис- Обеспечивает управление Создает благоприятный пользовать личностные осо- детским коллективом микроклимат бенности учащихся
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2868)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |