Тема 8. Возникновение и развитие школы количественного системного подхода в современном менеджменте
Тема 1. Промышленный переворот и возникновение донаучного индустриального менеджмента. 1. Промышленный переворот в Западной Европе и возникновение фабрично-заводской формы организации производства. 2. Выделение английскими предпринимателями инженерно-технических и социально-психологических аспектов организации промышленного производства и внедрение патерналистского стиля руководства на английских фабриках. 3. Особенности промышленного развития США в последней трети XIX – начале ХХ веков и влияние проблема эффективности использования техники при дороговизне человеческого на развитие менеджмента в американской экономике. 4. Развертывание в США исследований рационализации организации промышленного труда и формирование нового подхода к соотношению управления и техники в предпринимательстве. 5. Разработка и внедрение положений «фордизма» в американскую практику промышленного управления. Задания: 1.Манчестер – центр формирования донаучного промышленного менеджмента в эпоху промышленного переворота. Раскрыть основные особенности. 2.Превращение Филадельфии в новый мировой центр развития научного промышленного менеджмента в эпоху технической революции конца XIX-го - начала XX-го вв. Тема 2. Основные положения школы научного менеджмента Ф. Тейлора и его последователей. 1. Историко-экономические и теоретические предпосылки возникновения научного менеджмента США. Превращение Филадельфии в новый мировой центр развития промышленного менеджмента. 2. Вклад Тейлора в становление научного менеджмента. 3. Вклад Ф. Гилбретт, Л. Гилбретт в становление научного менеджмента 4. Вклад Ф. Г Ганнта в становление научного менеджмента 5. Вклад М. Кука и У. Кларка в становление научного менеджмента. Задания: 1. Биография и основные труды Фредерика Уинслоу Тейлора. 2. Разработка Х. Эмерсоном 12 принципов производительности. 3. Критически анализ концепции «научного менеджмента» Ф. Тейлора.
Тема 3. Основные положения административной школы управления А. Файоля и его последователей. Теория бюрократии М. Вебера. 1. Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в Западной Европе системы научного менеджмента организаций. 2. Разработка Файолем научных основ классической административной школы управления, рассматривающей управление как универсальный процесс. 3. Выделение 6 групп взаимозависимых операций и основных функций управления. 4. Разработка А. Файолем 14 принципов научного управления. 5. Вклад последователей и учеников Анри Файоля Дж. Муни (США), А Рейли, Л. Эрвика в становление научного менеджмента. Задания: 1. Биография Анри Файоля и его главный труд «Общее и промышленное управление». 2. Основные положения теории идеальной административной организации – бюрократии Макса Вебера. 3. Критически анализ концепции административного управления Анри Файоля. Тема 4. Основные положения социально-психологической (человеческих отношений) школы научного менеджмента Э. Мэйо и его последователей 1. Историко-экономические и теоретические предпосылки появления в США социально-психологического направления научного менеджмента. 2. Хоторнские эксперименты Мэйо и Ретлисбергера на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» (близ Чикаго). 3. Вынесение теории мотивации за рамки экономической и организационной функции научного менеджмента. 4. Формирование бихевиористской (поведенческой) школы научного управления. 5. Критически анализ концепции человеческих отношений. Задания: 1. Биография и основные труды Э. Мэйо. 2. Социально-психологические исследования Гуго Мюнстерберга и Мэри Фоллетт. Тема 6. Возникновение и развитие эмпирической и ситуационной школ в современном менеджменте. 1. Теоретико-методологические основы эмпирической школы менеджмента. 2. Проблема формирования единой теории управленческой деятельности. 3. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента. Задания: 1.Концепция эмпирического менеджмента П. Друкера 2.Концепция эмпирического менеджмента У. Ньюмена. 3.Вклад Р. Моклера в развитие ситуационной теории менеджмента.
Тема 7. Возникновение и развитие поведенческой школы в современном менеджменте. 1. Теоретико-методологические основы бихевиористской (поведенческой) школы менеджмента. 2. Содержательные и процессуальные теории мотивации. 3. Формирование и развитие концепции ситуационного подхода в управлении как базы объединения различных школ менеджмента. Задания: 4.Вклад Маслоу и МакКлелланда в развитие поведенческой теории менеджмента. 5.Вклад Ф. Херцберга и Д. Макгрегора в развитие поведенческой теории менеджмента. 6.Вклад У. Джемса, Портера и Лоулера в развитие поведенческой теории менеджмента.
Тема 8. Возникновение и развитие школы количественного системного подхода в современном менеджменте. 1. Основные этапы формирования и развития новой школы науки управления: системного подхода в менеджменте. 2. Сущность системного подхода в управлении. 3. Концепция системного подхода Л. Берталанфи. 4. Работы Б. Рудвика по системному анализу. Классификация структурированности управленческих проблем. Задания: · Связь новой школы науки управления с развитием кибернетики, электронно-вычислительной техники, экономико-математического моделирования. · Разработка Дж. Форрестером имитационной динамической модели организационной системы промышленного предприятия.
Тема 9.Возникновение в современном менеджменте школы социальных систем. 1. Разработка Ч. Бернардом на основе системного подхода целостной теории организации управления. 2. Выделение формальных и неформальных структур в социальной организации. 3. Разработка проблем мотивации поведения людей в организации и множественности удовлетворения человека в организации. Выделение четырех общих стимулов, влияющих на поведение человека в организации. 4. Разработка Ч. Бернардом проблем авторитета, власти и связей в организации. 5. Разработка Ч. Бернардом формальных принципов связи и передачи информации в организационной системе. Задания: · Исторические и теоретические предпосылки возникновения и развития в современном менеджменте во второй половине ХХ века школы социальных систем. · Ч Бернард как духовный отец современной школы социальных систем и его основные работы.
Тема 9.Развитие в современном менеджменте школы социальных систем. 1. Развитие концепции «социальных систем» Г. Саймоном. Анализ соотношения понятий «принятие решений» и «управление». 2. Развитие концепции «социальных систем» Ф. Селзником: институциональное воплощение тотальных целей организации как одна главных задач руководства. 3. Развитие концепции «социальных систем» Э. Голднером. Соотношение рациональной и естественной систем. 4. Развитие концепции «социальных систем» А. Этциони. Организация как сложный агрегат, в котором взаимодействует множество социальных групп. Задания: · Исторические и теоретические предпосылки возникновения и развития в современном менеджменте во второй половине ХХ века школы социальных систем. · Ч Бернард как духовный отец современной школы социальных систем и его основные работы.
Тема 10. Возникновение и развитие в России научного менеджмента в пореформенный период и в годы «новой экономической политики». 1. Разработка методики рационализации трудовых процессов (Москва) и концепции управления заводским хозяйством в России (Санкт-Петербург)в конце XIX – начале ХХ веков. 2. Появление в России тейлоризма и формирование конструктивного и критического подходов к его теории. 3. Организационно-техническое направления развития менеджмента в России в условиях «новой экономической политики». 4. Социально-организационное направления развития менеджмента в России в условиях «новой экономической политики». 5. Вклад Ф.Р. Дунаевского, А.Ф. Журавского, О.А. Ерманского в разработку теоретических основ и практических методик научной организации труда на предприятиях. Задания: 1.Концепция тектологии А.А. Богданова 2.Концепция научной организации труда А.А. Гастева. Тема 11. Развитие в России в ХХ веке теории управления общественным производством и формирование российской модели современного менеджмента. 1. Развитие теории и практики директивного планирования. Появление учебников «Организация производства в машиностроении» (1937), «Организация и планирование социалистического промышленного предприятия» (1950). 2. Проблемы реформирования командно-административной системы экономики и развитие теории и практики организации хозяйственного управления в России в 50-х гг. 3. Появление теории оптимального планирования народного хозяйства (Канторович Л. В., Лурье Л.А., Новожилов В.В., Немчинов В.С.) Выделение в сфере управленческих исследований организационно-кибернетического и социально-экономического направлений. 4. Развитие аспектного подхода к исследованию проблем управления. Выделение экономических, правовых и социально-психологических аспектов управления общественным производством. Ограниченность аспектного подхода. 5. Разделение управления народным хозяйством и управления отдельными предприятиями. Разработка структурно-функционального подхода в управлении.
Задания: 1.Основные исторические особенности российского менеджмента. 2.Российские национальные традиции хозяйственного и общественно-политического управления. 3.Сравнительный анализ российского менеджмента.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (805)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |