Гендерные особенности стиля руководства
Мужчин и женщин в организации
В настоящее время все чаще в топ-менеджменте можно встретить женщину-руководителя. Выделяется особая прослойка «деловых женщин». Особенно это заметно в развитых странах. Уже в начале XXI века в США женщинам принадлежало более 50 % денежных средств страны, на них было выписано более 65 % счетов, им принадлежало 57 % ценных бумаг, 74 % домов. Проблема участия женщин в управлении актуальна и для России. На протяжении многих десятилетий наблюдалось преобладание женского населения. Число занятых женщин растет в связи с проникновением в новые сегменты рынка. Многие женщины стремятся к достижению высокого социального статуса, успеха, карьеры. Гендерные аспекты затрагивают особенности различных стилей руководства, межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и черт интеллекта. Исследования показывают, что по ряду показателей имеются существенные различия. В результате было доказано, что женщины обладают качествами, которые указывают на их вполне благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности (табл. 5.5).
Таблица 5.5 Гендерные отличия в управленческой деятельности
Анализ данных показывает, что по некоторым параметрам женщины обладают явными преимуществами для успешного управления. Многие исследователи, ученые, психологи предпринимают попытки представить деятельность женщины-руководителя как использование одной из двух противоположных друг другу моделей управления - «железная леди» и «старшая сестра». «Железная леди» холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она в совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективное средство. Она строга и требовательна к подчиненным, в системе мотивации опирается на наказания, от подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них, главным образом, профессиональные способности. «Старшая сестра» опирается на коллективные формы принятия решения, поощряет дискуссии и полемику. Она предпочитает, чтобы рядом с ней работали такие же сильные коллеги, как она сама. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Она ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для нее важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. В системе мотивации делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу. Оба типа женщины-руководителя являются прямо противоположными. В практике управления они дают различные сочетания, что позволяет сделать вывод о многообразии и специфике подходов к управлению «женщины-менеджера». При всех преимуществах женского управления замечено, что мужской стиль более эффективен при решении как простых задач, так и в ситуациях высокой неопределенности. Женский стиль эффективен в рутинной работе. На высших уровнях руководства предпочтительнее мужчины, на средних – женщины. Таким образом, использование гендерного подхода к управлению актуально и целесообразно в современных условиях и имеет практическую значимость.
Контрольные вопросы 1. Кого называют руководителем? 2. В чем заключается управленческая функция «руководство»? 3. В чем отличие деятельности функциональных и линейных руководителей? 4. Какие основные задачи решает руководитель? 5. Какие требования предъявляются к современному руководителю? 6. Какая из групп качеств руководителя самая главная? 7. Какими путями приобретается авторитет руководителя? 8. Чем отличаются методы руководства от стилей руководства? 9. Какие параметры лежат в основе определения различных стилей руководства? 10. В каких условиях наиболее приемлем авторитарный, демократический, либеральный стиль? ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Понятия «менеджмент» и «управление» соотносятся между собой следующим образом: а) Эти понятия тождественны, ибо в переводе на русский язык менеджмент означает управление. б) Менеджмент является лишь разновидностью управления, имея с ним общие черты и видовые отличия. в) Понятие «менеджмент» включает лишь те процессы, которые связаны с деятельностью человека. г) Менеджмент - это всего лишь искусство управления, т.е. одна из его характеристик. 2. Для того, чтобы полнее учитывать в практике управления позитивные стороны российского менеджмента, необходимо: а) Знать зарубежный опыт, оценка которого позволяет полнее увидеть преимущества и трудности российского менеджмента. б) Использовать научный подход к управлению, который высвечивает все его преимущества и недостатки. в) Развивать и мотивировать искусство управления. Понимание и учет особенностей национальной культуры и традиций проявляются только в искусстве управления. г) Обеспечить профессионализм управления. Поиск и использование всяких преимуществ зависят от степени профессионализма. 3. На менеджмент оказывают влияние следующие особенности состояния культуры: а) Менеджмент не зависит от культуры, потому что построен на деловых отношениях. б) Культура препятствует менеджменту, потому что во многих случаях ставит барьеры эффективных коммуникаций, особенно при общении с зарубежными партнерами. в) Культура, если она учитывается, повышает эффективность менеджмента. г) Культура – это элемент механизма управления и в этом ее роль и значение. 4. Роль западной модели менеджмента в современных условиях экономического развития России проявляется в следующем: а) Менеджмент – это эффективное управление, подтвержденное практикой. Надо, не задумываясь, использовать эту модель в наших условиях. б) Менеджмент эффективен лишь в западных условиях. В России он не даст заметного успеха. в) Менеджмент – не абсолют эффективности. Надо использовать его позитивные стороны и не перенимать отрицательные черты. г) Любое управление отражает национальные и исторические особенности, культуру и менталитет. Надо трансформировать менеджмент в российский его аналог, а не перенимать западные модели.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (887)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |