Вычисление основного обмена по формуле Рида
Обмен веществ и энергии. Питание. терморегуляция Цель: 1. Освоить принципы рационального питания. 2. Познакомиться с энергетическими потребностями и суточной нормой белков, жиров и углеводов в зависимости от возраста учащихся и характера их деятельности. 3. Составить суточное меню-раскладку для учащихся разных возрастных групп. 4. Оценить суточный рацион школьника. 5. Освоить методику определения основного обмена у лиц разного пола и возраста, произвести самооценку основного обмена. Оборудование: таблица физиологической потребности детей и подростков в некоторых пищевых веществах и энергии; таблица примерного суточного набора продуктов для детей в возрасте от 7 до 17 лет; таблица состава и калорийности основных пищевых продуктов; таблицы расчета уровня основного обмена, ростомер, весы, тонометр, секундомер. Ход работы Определение основного обмена по оценочным таблицам Обмен веществ и превращение энергии протекают одновременно. Количественным выражением энергетических затрат организма и показателем интенсивности обмена веществ может служить количество образующейся в процессе жизнедеятельности организма тепловой энергии. Энергетические затраты, идущие на поддержание жизни организма при наибольшем покое, называют основным обменом, а энергетические затраты при его жизнедеятельности - общим обменом. Основной обмен определяют в состоянии покоя при комнатной температуре (18-20 °С). Энергия организма в условиях основного тратиться на поддержание жизненных процессов в клетках, тканях и органах, на сокращение дыхательной мускулатуры, сердца, деятельность внутренних органов, на поддержание мышечного тонуса у детей и на их рост. Основной обмен является относительно постоянной величиной и зависит от функционального состояния нервной системы, возраста, пола, длины и массы тела. Специальные таблицы дают возможность по росту, возрасту и массе тела определить среднестатистический уровень основного обмена человека. Задание 1. Пользуясь таблицами 2 и 3, рассчитать уровень основного обмена. Таблицы для определения основного обмена у мужчин и женщин разные, так как у мужчин уровень основного обмена в среднем на 10% выше, чем у женщин. С помощью ростомера и весов измерить длину и массу тела испытуемого. Таблицами пользуются следующим образом: Пример расчета: юноша 25 лет, имеющий рост 168 и массу 60 кг. По таблице для определения основного обмена мужчин (часть А) находят рядом со значением массы тела испытуемого число 892. В приложении (часть Б) находят по горизонтали возраст (25 лет) и по вертикали рост (16см). На пересечении граф возраста и роста находится число 672. Сложив числа 892 + 672 получают среднестатистическую величину нормального основною обмена человека мужского пола данного возраста, роста и массы тела - 1564 ккал. Результат: ___________ __________________
Вычисление основного обмена по формуле Рида Формула Рида дает возможность вычислить процент отклонения величины основного обмена от нормы. Данная формула основана на существующей взаимосвязи между артериальным давлением и частотой пульса. Определение основного обмена по формулам всегда дает лишь приблизительные результаты, но при ряде заболеваний, например тиреотоксикозе, они достаточно достоверны и поэтому часто применяются в клинике. Допустимым при расчете считается отклонение до 10% от нормы. У испытуемого с помощью приборов измеряют частоту пульса и артериальное давление по способу Короткова три раза с промежутками в 2 минуты при соблюдении условий, необходимых для определения основного обмена. Процент отклонений основного обмена от нормы определяют по следующей формуле: ПО = 0,75 ´ (ЧСС + ПД ´ 0,74) - 72, где ПО - процент отклонения основного обмена от нормы; ЧСС - частота сердечных сокращений (пульс); ПД - пульсовое давление (разность величин систолического и диастолического артериального давления). Числовые величины ЧСС и артериального давления берут как среднее арифметическое из трех измерений. Для упрощения расчетов по формуле Рида существует специальная нормограмма. С ее помощью, соединив линейкой значения ЧСС и ПД, на середине линии определяют величину отклонения основного обмена от нормы. Задание 2. Определить процент отклонения основного обмена от нормы по формуле Рида и по нормограмме. Сделать вывод. Пример расчета: у испытуемого человека ЧСС 75 уд/мин, артериальное давление 120/80 мм.рт.ст., ПД составляет 40 мм.рт.ст. ПО = 0,75 ´ (75 + 40 ´ 0,74) - 72 = 6,45. Таким образом, основной обмен у данного испытуемого повышен на 6,45%, т.е. находится в пределах нормы. Таблица 2 Расчет основного обмена мужчин (1 к кал = 4,19 кДж)
Таблица 3 Расчет основного обмена женщин (1 ккал = 4,19 кДж)
Результат: ___________ ___________
Вывод: ______________ ____
Концепция сбалансированного питания предполагает обеспечение нормальной жизнедеятельности при условии снабжения организма необходимым количеством энергии, белка, витаминов, минеральных веществ и воды в нужных для организма соотношениях. Соотношение компонентов при сбалансированном питании меняется в зависимости от условий труда и быта человека. Для поддержания здоровья человека наряду с оптимальным пищевым рационом важен также режим питания. Под пищевым рационом подразумевают количество пищевых продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в пищевых веществах и энергии. В период детства преобладает ассимиляция над диссимиляцией, что связано с быстрым ростом и развитием ребенка. В связи с этим потребность в пищевых веществах и энергии у них относительно выше, чем у взрослых. Нормы питания подростков учитывают необходимость оптимального поступления с пищей аминокислот и витаминов, необходимых для обеспечения умственной деятельности учащихся. Пища должна содержать все необходимые растущему организму вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, воду (табл. 4, 5). Белки являются источником энергии и аминокислот. Жиры используются в качестве пластического материала и источника энергии. Углеводы - основной источник энергии в организме. При смешанном питании организм получает все необходимые минеральные вещества с пищей, кроме хлористого натрия (поваренной соли), который добавляют к пище в процессе ее приготовления. Таблица 4 Физиологическая потребность детей и подростков в некоторых пищевых веществах и энергии
Витамины необходимы для роста, развития, нормального протекания обменных процессов. Большое значение в рациональном режиме питания имеет количество пищи и время ее приема (табл.6), для школьников рекомендуется четырехразовое питание - завтрак, обед, полдник, ужин. В соответствии с затратами суточный рацион распределяется так: завтрак составляет 25 % суточного рациона по калорийности, обед - 40-45%, полдник или второй завтрак в школе - 10-15 %, ужин-20-25%. Таблица 5 Потребность детей и подростков в воде, мл в сутки на 1 кг веса
Таблица 6 Ориентировочное время приема пищи школьниками
Задание 3. Составление меню-раскладки. Для выполнения работы студенты делятся по 2-3 человека. Каждая группа составляет меню-раскладку для определенного возраста учащихся. Составить меню-раскладку (перечень блюд, имеющихся в меню, с указанием количества продуктов, необходимых для приготовления каждого блюда), используя таблицы 7, 8, 9, 10. Данные занести в протокол (табл. 11).
Таблица 7 Примерный суточный набор продуктов, г
Таблица 8 Общий объем порций для детей школьного возраста, г
Таблица 9 Примерный набор продуктов на одну порцию, г (для подростков)
Таблица 10 Химический состав некоторых пищевых продуктов (на 100 г)
Таблица 11 Протокол Суточное меню-раскладка для учащегося Пол _________________ Возраст______________
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3930)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |