Основные подходы к построению периодизаций
Существует представление о развитии как непрерывном процессе, в соответствии с которым в процессе развития невозможно выделить отдельных периодов. В противовес такому взгляду существуют периодизации, основывающиеся на представлении о развитии как дискретном процессе, в котором можно выделить своеобразные качественно отличающиеся друг от друга периоды. Эмпирическая и теоретическая периодизация развития. Критерии выделения возрастных периодов социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Понятие «ведущая деятельность» было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Современные теории развития. Психоаналитич. направление. Таблица Слободчикова В.И.
1. Психоаналитическая теория Фрейда, представленная в пяти стадиях психосексуального развития ребенка: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.
В психической жизни З. Фрейд выделил три уровня: сознание; предсознательное; бессознательное. Он рассматривал их в единстве. В начале 20-х годов З. Фрейд описал три основные структуры личности: Ид, Эго, Супер-эго. Ид есть изначальная система личности. Включает все психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Эго – это организованная часть Ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их. Его основная функция – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды. Супер-эго – это моральная сила личности, оно представляет собой идеал. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом. Супер-эго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Особенности развития по З. Фрейду: • Определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. • Развитие – биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в определенном порядке. • Социальный опыт отражается в виде приобретенных установок, черт, ценностей.
2. Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Э. Эриксон - последователь З. Фрейда, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за З. Фрейдом он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным образом процессу социализации, включению ребенка в общество. Э. Эриксон рассматривал этапы развития личности с точки зрения тех задач, которые общество ставит перед человеком, и которые человек должен решить: 1.младенчество – формирование базового доверия к миру / недоверие; 2.ранний возраст – автономия / стыд, сомнение за собственную независимость, самостоятельность; 3.возраст игры – инициативность / чувство вины и моральной ответственности за свои желания; 4.школьный возраст – достижение (формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда) / неполноценность (как осознание собственной неумелости); 5.подростковый возраст – идентичность (первое цельное осознание себя, своего места в мире) / диффузия идентичности (неуверенность в понимании своего Я); 6.молодость – интимность (поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей) / изоляция; 7.зрелость – творчество / застой; 8.старость – интеграция / разочарование в жизни). Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется единством и взаимодействиемтрех основных линий: соматической, психосоциальной, психосексуальной. Главным содержанием развития личности является процесс становления эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (941)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |