Тема 15. Римское общество по Законам XII таблиц
1. Характеристика источника. 2. Регулирование экономических отношений по Законам XII таблиц. 2.1. Характер и основные формы собственности. 2.2. Защита права частной собственности. 3. Основные категории лиц в древнем Римском праве. 3.1. Патроны и клиенты. 3.2. Патриции и плебеи. 4. Состояние рабства, его правовые нормы. 5. Семейные отношения по Законам XII таблиц.
Литература Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории древнего Рима / Под ред. Утченко С.Л.. М., 1962; (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973; Памятники Римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997). Ковалев С.И. История Рима. Л., 1986. С.82-87. Культура древнего Рима: В 2 т. М., 1985. Т.1. С.210-218. Маяк И.Л. Римляне ранней республики. М., 1999. Моммзен Т. История Рима: В 3 т. СПб., 1997. Т.1. Кн.1. Гл. XI; Кн. 2. Гл.VIII. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1990 Савельев В.А. Римское частное право: Проблемы истории и теории. М., 1995. С.4-44 Методические указания Основной задачей данной темы является изучение влияния формирующейся системы римского права на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь древнеримского общества. После знакомства с общим обзором развития римского общества V в. до н.э. в учебных пособиях, необходимо перейти к специальной литературе. Обратите внимание на уровень развития экономики, социальной характеристики общества, выделив проблему взаимоотношения патрициев и плебеев, их происхождение, положение, причины, характер, цели и результаты их борьбы. Так же необходимо проработать материал по таким теоретическими вопросам, как: определение частной собственности, почему её появление и развитие было прогрессивным явлением в древнем (античном) обществе. В заключение практического занятия сделайте выводы о роли древнего Римского права, как источника последующего развития классического римского права, заложившего основу правового развития современного европейского общества.
Темы для сообщений: 1. Сохранение норм обычного права и родовых отношений, зафиксированных Законами XII таблиц. 2. Способы защиты права частной собственности в Законах XII таблиц. 3. Организация суда и судопроизводства в Риме в сер. V в. до н.э. 4. Положение женщин и детей по Законам XII таблиц.
Тема 16. Развитие новых форм хозяйствования в земледелии римско-италийского рабовладельческого общества во II-I вв. до н.э.
1. Специфика используемых источников. 2. Структура, размеры и тип хозяйства по Катону. 3. Развитие основных отраслей Катоновского хозяйства. 4. Основы рациональной организации производства у Катона: 4.1. Рабочая сила (категории работников, виды выполняемых работ). 4.2. Условия содержания рабов (нормы питания и др. расходов на рабов). 4.3. Подсчеты норм выработки работников, положение рабов. 5. Изменения в организации производства и применении рабочей силы во времена Варрона: 5.1. Изменения в составе и в организации рабочей силы. 5.2. Подсчет расходов на содержание и нормы выработки рабов. 5.3.Рационализация производства и складывание основ рыночной экономики.
Литература Катон. Земледелие. Варрон. Сельское хозяйство Произведения указанных авторов опубликованы в сборнике: Ученые земледельцы древней Италии.// Пер. Сергеенко М.Е. Л., 1970; или Хрестоматия по истории древнего мира. //Под ред. Боруховича В.Г. С. 189-202. Кузищин В.И. очерки по истории земледелия Италии II до н.э.- I в. н.э. М., 1966. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э.- I в. н.э. М., 1973. Кузищин В. И. Земельные владения Марка Порция Катона Старшего (структура крупного землевладения в Италии во II. до н.э. до реформ Гракхов) // Вестник древней истории. 1975. № 1. Кузищин. В И. Генезис рабовладельческих латифундий в Италии. М., 1976. Гл. 1. Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М.-Л., 1958. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964 (глава «Рабство в сельском хозяйстве»). Штаерман Е.М. История крестьянства в древнем Риме. М., 1996. С.6-31.
Методические указания Основная задача практического занятия заключается в изучении процессов изменения античной формы собственности, основанной на хозяйстве мелких и средних свободных непосредственных производителей. Давая характеристику источников, обратите внимание на степень развития агрономических знаний в Риме во II-I вв. до н.э., что нашло отражение в трудах Катона «О земледелии» и Варрона «О сельском хозяйстве». В изучаемый период на смену полисной системе землевладения пришла крупная рабовладельческая частная собственность, связанная с широким внедрением рабства в производственную сферу. При характеристике изменений в рабовладельческом хозяйстве Рима необходимо сравнить данные Варрона и Катона, выявить изменения в организации хозяйства, в развитии техники, использовании труда рабов и т.д. Характеризуя положение рабов, недостаточным будет отметить, что оно было тяжелым: необходимо детализировать его и показать бытовое положение рабов, определить их юридический статус. При составлении сравнительной характеристики хозяйств Катона и Варрона (см. домашнее задание) рекомендуется ответить на следующие вопросы: На каких работах и в каком количестве были заняты рабы? Чем обусловлено количество рабов в хозяйстве? Чем различалось положение разных категорий рабов? Почему Катон определял необходимые нормы довольствия разным группам рабов? Какие поощрения и наказания по отношению к рабам рекомендовал Катон и Варрон? Как степень товарности хозяйства сказывалась на положении рабов? В заключении по материалам практического занятия сделайте обоснованный вывод о рентабельности рабовладельческой виллы, как хозяйства средних размеров, в условиях рабовладельческого способа производства. Домашнее задание: Предложите вариант сравнения материалов поместного хозяйства (виллы), используя трактаты Катона и Варрона. Темы для сообщений(презентация обязательна): 1. Почему древнеримский землевладелец стал агрономом? 2. С утра до вечера: Рабочий день раба в римском поместье II-I вв. до н.э. 3. Что ел и пил раб в поместьях Катона и Варрона? 4. Сельскохозяйственные орудия труда по письменным и археологическим памятникам Древнего Рима.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1309)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |