Отождествление двух Патанджали
Table of Contents Мария Николаева Философские основания современных школ хатха-йоги Введение. «Йога-сутры» в современном понимании Условность датировки и авторства «Йога-сутр» Сомнения в правомерности изысканий Попытки установить «эпоху йога-сутр» Проблема идентификации Патанджали Признание относительности заключений Полемика в комментариях к «Йога-сутрам» Теоретические и практические объяснения Техники переводов и «наращивания» текста Герменевтические методы аргументации Развитие исходных противоречий Глава 1. Шри Тимуралаи Кришнамачарья Водоворот в русле традиции Биография: синтез индийских учений Наследие святого Натхамуни Брахманское образование Гималаи: основы практики Майсурская школа йоги Мадрасский период итогов Учение: истоки «современной» йоги Уникальность подхода к личности Переосмысление аштанга-йоги Распространение йога-терапии Феномен «дилетантизма» в йоге Глава 2. Аштанга-виньяса-йога Линия преемственности Паттабхи Джойс Б. Н. С. Айенгар Западные ученики Социальная организация Исследовательский институт йоги Федерация центров аштанга-йоги Аштанга-виньяса-йога в России Истолкование йоги как таковой Особенности построения практики Глава 3. Айенгар-йога Линия преемственности Б. К. С. Айенгар Практика йоги в семье Айенгара Преемственность «от противного» Социальная организация Институт йоги памяти Рамамани Айенгар Распространение айенгар-йоги в мире Центры айенгар-йоги в России Истолкование йоги как таковой Рефлективная структура самадхи Йога-врикша: взращивание единства Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги Особенности построения практики Глава 4. Вини-йога Линия преемственности Дешикачар – сын Кришнамачарьи Кастуб – сын Дешикачара Всемирное движение «Йога йоги» Социальная организация Кришнамачарья Йога Мандир Центр изучения йоги в Англии Американский институт вини-йоги Истолкование йоги как таковой Особенности построения практики Глава 5. Свами Шивананда Сарасвати Альтернатива традиции Кришнамачарьи Биография: межкультурный синтез Преданность Шиве и милосердие Врачебная практика в Малайзии Санньяса – отречение от мира Подвижничество в Гималаях Общество божественной жизни Учение: «полный спектр» йоги Синтез четырех направлений Переосмысление аштанга-йоги Золотая книга: шестьдесят путей Хатха-йога в развитии йога-терапии Майя: век машин и научный подход Глава 6. Шивананда-йога Линии преемственности Социальная организация Общество божественной жизни Лесная академия йоги и веданты Организации и ашрамы в Индии Организации и ашрамы на Западе Истолкование йоги как таковой Комментарии к «Йога-сутрам» Типология самадхи Комментарии к «Бхагавадгите» Комментарии к «Йога-Васиштхе» Индуизм: религиозные коннотации Особенности построения практики Шивананда-йога как стиль хатха-йоги От кундалини-йоги до йога-терапии Брахмачарья – основа санньясы Садхана в повседневной жизни Глава 7. Сатьянанда-йога Линия преемственности Традиция дашанами-санньясы Свами Сатьянанда Сарасвати Свами Ниранджанананда Сарасвати Западные санньясины Сарасвати Социальная организация Бихарская школа йоги Бихар Йога Бхарати Шивананда-матх Академия сатьянанда-йоги Истолкование йоги как таковой Духовная жизнь: традиции и пути «Йога-сутры»: четыре шага к свободе Прояснение «Хатха-йога-прадипики» Адвайта-веданта Ади Шанкарачарьи Особенности построения практики Кундалини-тантра – «живая философия» Лайя-йога – концентрация на чакрах Свара-йога – гармонизация дыхания Йога-нидра – «йогический сон» Глава 8. Малоизвестные традиции Школа Дхирендры Брахмачари Линия преемственности Особенности построения практики Школа Шри Йогендры Заключение. Хатха-йога: практическая философия Эсхатология тела в спектре научных выводов Место системы йоги в «историях философии» Хатха-йога как самодостаточное самосознание Феноменологизм йоги в «сумме философий» Пролог к исследованию современных традиций Школьная принадлежность самосознания йога Программный характер философии хатха-йоги Нереализованные герменевтические проекты Литература Сведения об авторе Annotation В настоящее время под йогой понимается, как правило, именно хатха-йога, которая за последнее столетие обрела необыкновенную популярность сначала в самой Индии, а затем на Западе. Особенность этого пути духовной самореализации состоит в тщательно разработанных методах воздействия на собственное сознание путем совершенствования и полной трансформации физического тела. Внутри данного направления давно сложилось несколько традиций, в рамках которых развивается множество школ, использующих оригинальные методы работы с телом и сознанием. Однако до выхода этой книги в мировой науке не появлялось ни одного труда, где были бы систематизированы главные школы и, что намного существеннее, выявлены их философские основания. Хатха-йога – это не просто часть йоги, но вполне самодостаточное средство реализации основной цели йоги, то есть йога сама по себе. Йога – это не просто система индийской философии, но универсальное средство работы с сознанием, вводимое в той или иной форме в любую систему индийской философии, то есть философия сама по себе. Таким образом, хатха-йога в западном смысле ближе к практической философии, где воля доминирует над разумом, или «философии тела», где самосознание опосредствовано трансформацией телесных функций. Книга написана специалистом по философии, много лет практикующим хатха-йогу и проводящим научные исследования в Индии, автором практических руководств по йоге и популярных книг о различных аспектах индийской культуры.
· Мария Николаева o Введение. «Йога-сутры» в современном понимании § § Условность датировки и авторства «Йога-сутр» § Сомнения в правомерности изысканий § Попытки установить «эпоху йога-сутр» § Проблема идентификации Патанджали § Признание относительности заключений § Полемика в комментариях к «Йога-сутрам» § Теоретические и практические объяснения § Техники переводов и «наращивания» текста § Герменевтические методы аргументации § Развитие исходных противоречий o Глава 1. Шри Тимуралаи Кришнамачарья § Водоворот в русле традиции § Биография: синтез индийских учений § Наследие святого Натхамуни § Брахманское образование § Гималаи: основы практики § Майсурская школа йоги § Мадрасский период итогов § Учение: истоки «современной» йоги § Уникальность подхода к личности § Переосмысление аштанга-йоги § Распространение йога-терапии § Феномен «дилетантизма» в йоге o Глава 2. Аштанга-виньяса-йога § Линия преемственности § Паттабхи Джойс § Б. Н. С. Айенгар § Западные ученики § Социальная организация § Исследовательский институт йоги § Федерация центров аштанга-йоги § Аштанга-виньяса-йога в России § Истолкование йоги как таковой § Особенности построения практики o Глава 3. Айенгар-йога § Линия преемственности § Б. К. С. Айенгар § Практика йоги в семье Айенгара § Преемственность «от противного» § Социальная организация § Институт йоги памяти Рамамани Айенгар § Распространение айенгар-йоги в мире § Центры айенгар-йоги в России § Истолкование йоги как таковой § Рефлективная структура самадхи § Йога-врикша: взращивание единства § Совмещение хатха-йоги и раджа-йоги § Особенности построения практики o Глава 4. Вини-йога § Линия преемственности § Дешикачар – сын Кришнамачарьи § Кастуб – сын Дешикачара § Всемирное движение «Йога йоги» § Социальная организация § Кришнамачарья Йога Мандир § Центр изучения йоги в Англии § Американский институт вини-йоги § Истолкование йоги как таковой § Особенности построения практики o Глава 5. Свами Шивананда Сарасвати § Альтернатива традиции Кришнамачарьи § Биография: межкультурный синтез § Преданность Шиве и милосердие § Врачебная практика в Малайзии § Санньяса – отречение от мира § Подвижничество в Гималаях § Общество божественной жизни § Учение: «полный спектр» йоги § Синтез четырех направлений § Переосмысление аштанга-йоги § Золотая книга: шестьдесят путей § Хатха-йога в развитии йога-терапии § Майя: век машин и научный подход o Глава 6. Шивананда-йога § Линии преемственности § Социальная организация § Общество божественной жизни § Лесная академия йоги и веданты § Организации и ашрамы в Индии § Организации и ашрамы на Западе § Истолкование йоги как таковой § Комментарии к «Йога-сутрам» § Типология самадхи § Комментарии к «Бхагавадгите» § Комментарии к «Йога-Васиштхе» § Индуизм: религиозные коннотации § Особенности построения практики § Шивананда-йога как стиль хатха-йоги § От кундалини-йоги до йога-терапии § Брахмачарья – основа санньясы § Садхана в повседневной жизни o Глава 7. Сатьянанда-йога § Линия преемственности § Традиция дашанами-санньясы § Свами Сатьянанда Сарасвати § Свами Ниранджанананда Сарасвати § Западные санньясины Сарасвати § § Свами Анандакапила Сарасвати § Социальная организация § Бихарская школа йоги § Бихар Йога Бхарати § Шивананда-матх § Академия сатьянанда-йоги § Истолкование йоги как таковой § Духовная жизнь: традиции и пути § «Йога-сутры»: четыре шага к свободе § Определение йоги § Классификация вритти § Абхьяса и вайрагья § Концепция Ишвары § Препятствия в йоге § Типология самадхи § Прояснение «Хатха-йога-прадипики» § Адвайта-веданта Ади Шанкарачарьи § Особенности построения практики § § Кундалини-тантра – «живая философия» § Лайя-йога – концентрация на чакрах § Свара-йога – гармонизация дыхания § Йога-нидра – «йогический сон» o Глава 8. Малоизвестные традиции § § Школа Дхирендры Брахмачари § § Линия преемственности § Шри Махариши Картикейя § Шри Дхирендра Брахмачари § Бал Мукунд Сингх § Особенности построения практики § Школа Шри Йогендры o Заключение. Хатха-йога: практическая философия § § Эсхатология тела в спектре научных выводов § Место системы йоги в «историях философии» § Хатха-йога как самодостаточное самосознание § Феноменологизм йоги в «сумме философий» § Пролог к исследованию современных традиций § Школьная принадлежность самосознания йога § Программный характер философии хатха-йоги § Нереализованные герменевтические проекты o Литература o Сведения об авторе
Мария Николаева Введение. «Йога-сутры» в современном понимании
Современные школы хатха-йоги, при всем их разнообразии, объединены стремлением возвести основания, определяющие особенности построения практики, к «Йога-сутрам» Патанджали – философской системе йоги, считающейся одной из шести главных даршанв древнеиндийской философии. Даже при апелляции к другим текстам по йоге всегда стараются прежде всего установить их связь с «Йога-сутрами», поскольку в индийской философии «авторитетное свидетельство» служит одной из непременных составляющих доказательства истинности утверждений, а среди «авторитетов» важнейшее место занимают сакрализованные тексты, создатели которых приравниваются к просветленным личностям или даже божествам. Так, одним из общепризнанных «промежуточных» звеньев выступает средневековый трактат «Хатха-йога-прадипика» Сватмарамы – первый систематический текст именно по хатха-йоге, если не считать более ранние не столь всеобъемлющие самхитыи тем более упанишадыйоги и тантры, в которых встречаются лишь отдельные техники. В самом трактате ясно и отчетливо сформулировано то обстоятельство, что вся работа по преобразованию физического тела, проводимая в хатха-йоге, составляет неотъемлемый этап преображения сознания в раджа-йоге, изложенной в «Йога-сутрах». Тем не менее, такие создатели современных школ хатха-йоги, получившие всемирное признание, как, например, Б. К. С. Айенгар, считают необходимым приводить дополнительные аргументы посредством герменевтического сравнения обоих текстов. Подобным образом дело обстоит и с менее известными трактатами, поэтому при отсылках к другим источникам все равно существуют пути «ре-интерпретации» их через «Йога-сутры». Так, основывая практические рекомендации в крийя-йоге на тамильском тексте «Тирумантирам», М. Говиндан доказывает полную «параллельность» его логического построения «Йога-сутрам». Примеров можно привести множество, и в целом представляется вполне приемлемой постановка задачи выявления философских оснований, служащих предпосылками для создания и совершенствования рефлективных техник в современной хатха-йоге, где воздействие на собственное сознание осуществляется посредством преобразования собственного тела. Ключевым аспектом в истолковании йоги как таковой с позиций отдельных школ хатха-йоги выступают герменевтические особенности интерпретаций «Йога-сутр», широта спектра которых предопределяется с самого начала значительной степенью их «исторической абстрактности». Условность датировки и авторства «Йога-сутр» Сомнения в правомерности изысканий Концептуальные разногласия представителей современных направлений в йоге отчетливо проявляются в различных интерпретациях «Йога-сутр», и даже при внешнем сходстве выводов нередко вскрываются принципиальные расхождения на уровне приводящей к ним аргументации или дальнейшего целеполагания. Прежде чем переходить к анализу герменевтических особенностей истолкования формы и содержания сутр, следует отметить незавершенность полемики относительно их происхождения: ученые не установили окончательно ни время создания, ни личность автора. Более того, некоторые исследователи вполне ответственно заявляют о бессмысленности подобных изысканий, причем и такие высказывания оказываются весьма характерными. Например, если обратиться к трудам двух сторонников «безвременности» и «безличности» сутр– Мирча Элиаде и Свами Сатьянанды, – прежде всего становится очевидным, что оба они предварительно ознакомились с современными научными представлениями по данному вопросу и настаивают на исторической отвлеченности a posteriori. Далее, выявленное частное согласие не затушевывает, а наоборот, подчеркивает несовместимость их подходов в целом: Мирча Элиаде, как теоретик, приводит аргументы с позиций философской герменевтики, рассматривая процесс осмысления идей и закрепления их в текстах, а Свами Сатьянанда, как практик, апеллирует к энергетической составляющей знания, придающей субъективность самому знанию. И, наконец, можно заметить, что в перспективе восстановления целостности теоретико-практической трансформации «Йога-сутр» названные позиции прекрасно дополняют друг друга. На полпути к полемике относительно времени составления «Йога-сутр» высказываются также различные мотивации невыполнимости хронологической задачи. Поддерживая сторонников подобных взглядов, Мирча Элиаде отмечает, что не следует преувеличивать значение датировки текстов, ибо в любом индийском философском трактате встречаются идеи, возникшие до его написания, вполоть до глубокой древности. Если в тексте присутствует новое истолкование, вероятно, оно излагается не впервые. В Индии вообще устанавливать даты создания трактатов гораздо труднее, чем в любой иной стране, а восстановить хронологию преемственности философских идей почти нереально. Другое соображение в пользу безотносительности «Йога-сутр» состоит в том, что раджа-йога Патанджали представляет собой вершину длительного развития йогической техники. Как отмечает Георг Фёрштайн, из всех многочисленных школ, которые существовали в первые века нашей эры, только школа Патанджали получила признание как авторитетная система йоги, но существовали и другие. Еще больше размывает датировку несомненное взаимодействие йоги с другими традициями, например, очевидно сходство раджа-йоги с буддизмом, которое было вызвано одновременным становлением индуистской и буддийской йоги либо стало следствием особого интереса к буддизму со стороны Патанджали. Возможно, верны оба объяснения. Итак, время создания сутри их авторство определяются содержанием сутр, а не объясняют его. Попытки установить «эпоху йога-сутр» Спектр научных мнений по поводу датировки «Йога-сутр» был представлен уже в первой половине ХХ века в классическом труде Радхакришнана по истории индийской философии. Разброс приемлемых дат создания текста колеблется от II до IV в. н. э., причем первая дата приводится как общепринятая, а вторая сопровождается аргументами. Так, в описаниях атомистической теории и теории времени саутрантиковкак серий моментов, спхотавады, буддистского идеализма присутствуют ссылки на «Йога-сутры». Принимая во внимание, что идеализм Васубандху, хотя и без указания конкретных трактатов, критикуется в «Йога-сутрах», профессор Вудс относит раннюю (нижнюю) границу сутрк IV в., и его мнение подкрепляется тем фактом, что Нагарджуна не упоминает йогу в своей «Карике». Однако этот аргумент не признается другими учеными как достаточно веский и легко опровергается на основе общепринятого факта, что в китайском переводе «Упаякаушальяридая-шастры» Нагарджуны йога названа среди восьми школ философии, а буддистский идеализм мог сложиться и ранее, до закрепления в текстах Васубандху и Асанги. Как предполагает Якоби, мнение которого учитывает и Вуддс, йога существовала по крайней мере уже в IV в. Во всяком случае, в «Таттвартха-сутре» Умасвати присутствует ссылка на «Йога-сутры», а данный автор должен предшествовать по времени своему комментатору Сиддхасене (V в.) и обычно относится к III в. Итак, по заключению Радхакришнана получается, что Патанджали не мог жить позднее названного периода, однако он не склоняется к более ранней границе. Согласно же Фёрштайну, содержание и терминология «Йога-сутр» убеждают в том, что II век – наиболее вероятная дата для Патанджали, кем бы он в действительности ни был. Основатель современной Бихарской школы йоги Свами Сатьянанда в качестве общепринятой даты называет приблизительно IV в. до н. э. и также подробно останавливается на различных способах ее получения. Одним из них служит сравнение философского подхода в «Йога-сутрах» с методами, применявшимися в других текстах: ранних упанишадах, религиозно-философских текстах санкхьии буддизма. Главный недостаток данного аргумента состоит в том, что древние тексты не удается надежно датировать и нельзя определить, какой текст появился первым и повлиял на последующие. «Священный» текст йоги не отражает дату возникновения философской системы, ибо он вполне мог появиться сотни лет спустя, после того, как сложилась и распространилась практика. Основы йоги коренятся в философии санкхья, сформулированной ришиКапилой, а эта система существовала задолго до появления буддизма. Но все приведенные сведения не позволяют установить дату создания сутр, ведь ни одна система не развивалась обособленно, напротив, каждая из них подвергалась влияниям и оказывала ответное логическое воздействие. Однако сам Патанджали не ссылается на другие тексты и не обращается к ним, и это заставляет предположить, что сутрыбыли сформулированы прежде многих известных священных писаний. Тем не менее, санскрит сутрболее поздний, чем распространенный во времена Будды, в силу чего дата их возникновения устанавливается около IV в. до н. э. И все же язык сутрмог быть обновлен после написания первоначальной рукописи, оригинал которой оказался утерян, или сутрысуществовали в устной форме намного раньше. Перебрав все названные доводы, Свами Сатьянанда констатирует тот факт, что датировка сутрдо сих пор остается нерешенной проблемой. Проблема идентификации Патанджали Ученые-индологи подчеркивают, что ранняя датировка мотивируется отождествлением автора «Йога-сутр» и другого Патанджали, автора «Махабхашьи» – авторитетных комментариев к санскритской грамматике Панини, но данная точка зрения была сформирована внутри индийской культурной традиции и не поддерживается специальной научной аргументацией. Таким образом, сравнение двух версий авторства позволяет обратить внимание на плохую совместимость традиционного и научного способов истолкования текстов. Отождествление двух Патанджали В классическом исследовании эпохи Патанджали, выполненном ученым Б. Н. Пури, ключевым и наиболее спорным признается вопрос об идентичности двух Патанджали, привлекавший внимание нескольких ученых, которые так и не пришли к согласию. На основании анализа их работ, Пури выявляет сторонников той или иной точки зрения: Либих и Чакраварти отождествляют двух Патанджали, а Рену, Вудс и Якоби различают их. Сторонники теории идентичности основывают свои аргументы на ряде подобных и взаимодополняющих суждений, замеченных в обоих трактатах, таких как сходное вступление: «атха йога-анушасанам»(в «Йога-сутрах») и «атха шабда-анушасанам»(в «Махабхашье»), отсутствие критики на доктрину спхотав «Йога-сутрах», несмотря на частые упоминания ее всеми философскими школами, и ссылку на йогу в «Махабхашье». Имеется также ссылка Бхартрихари на «Йога-сутры», касающаяся очищения ума от всех следов загрязнений в контексте хвалебной речи, посвященной «Махабхашье». Теория идентичности была предложена индийскими комментаторами в рамках брахманской традиции отождествления двух Патанджали. Среди них следует назвать Рамабхадру, автора «Патанаджали-чариты» (XVIII в.), Шиварамы (XVIII в.), раджиБходжи (правителя Дхара) и Чакрапанидатты (XI в.), комментатора Чараки. Надо отметить, что традиционная опора на авторитеты не исключает вторичного научного подтверждения устоявшихся представлений. Современные ученые В. И. Рудой и Е. П. Островская на основании приведенных аргументов соглашаются, что отождествление авторов «Йога-сутр» и «Махабхашьи» не вовсе беспочвенно, также подчеркивая сходное вступление. А именно, стилистический прием в начале обоих трактатов служит формальным показателем систематического изложения, или анушасанам.Данный термин в научном истолковании обозначает некий поступательный процесс детального разъяснения, в результате которого предмет получает всестороннее и полное освещение. Двумя главными условиями осуществления такого процесса выступают, с одной стороны, желание передать знание истинной реальности, а с другой – стремление получить это знание. Именно воспринимая «Йога-сутры» как анушасанам, ученые предлагают осмыслить этот жанр в качестве учебника, чем, хотя и на традиционных основаниях, пользуются практически все учителя современных школ йоги.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (389)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |