Изучение нового материала
Мультимедийный урок по химии «Физические и химические явления»
Подготовлен и проведен Учителем химии Жусуповой Анастасией Валентиновной
Донецк 2015 План урока: I. Организационный момент II. Мотивация учебной деятельности III. Актуализация опорных знаний и умений IV. Изучение нового материала V. Закрепление знаний VI. Домашнее задание VII. Итог урока Цель урока – рассказать о физических и химических явлениях в природе и в быту, научить умению различать данные явления. Задачи: · образовательная – актуализировать знания учащихся о физических и химических явлениях, расширить понятие «химическая реакция», сформировать у учащихся знания, позволяющим выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями. · развивающая - способствовать развитию памяти и внимания, развить у учащихся умение обобщать и систематизировать информацию. · воспитательная - способствовать воспитанию научного мировоззрения и развитию коммуникативных умений, содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента. Тип урока: урок изучения нового материала Методы:объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый. Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции. Оборудование к уроку: компьютер, проектор; презентация урока в программе Power Point, учебник химия 7 класс А.А. Лашевская. Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная. Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.
Ход урока Организационный момент Мотивация учебной деятельности Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь, приготовьтесь к уроку. Сегодня очень насыщенный урок, нужно много успеть сделать, поэтому слушаем меня внимательно и стараемся всё выполнить, что намечено. Актуализация опорных знаний и умений Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение. (Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.) Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения». Учитель: Какие явления вы наблюдаете при горении? - плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое) - затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние) Как называются такие явления? горение парафина (свет и выделение тепла). Учитель записывает тему урока на доске (слайд № 1). Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции». Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления (слайд № 2). План урока: (слайд № 3). 1. Явления природы. 2. Сущность физических и химических явлений. 3. Значение физических и химических явлений. 4. Условия возникновения и протекания реакций. 5. Экзо- и эндотермические реакции Изучение нового материала Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными? Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ. Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла. (Слайды № 4-8). В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря. Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. (Пишут определение в тетрадь), (слайд № 9). Учащиеся открывают учебник, находят стр. 98 читают и записывают определения в тетрадь в виде схемы 4. Различают два вида явлений в природе: физические и химические.(Слайд № 10). Физические явления - это явления, происходящие с веществами с сохранением их молекул, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние. (Слайды № 11-13). Задание:Выпишите явления, которые относятся к физическим. (Слайд №14). Химические явления - это явления, происходящие с веществами с разрушением молекул, в результате которых из одних веществ образуются другие. (Слайды № 15-18). Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (Слайд № 19). Задание: Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими (слайд № 20). Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами. Полученные результаты заносим в таблицу.
Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное. Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние. Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление? Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление? Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами. Опыт № 5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция. Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?
Признаки химических реакций: (слайд № 21) · Изменение окраски; · Образование осадка; · Появление запаха; · Выделение газа; · Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом). Запись в тетрадь учащегося. Учитель. Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты). Для его подтверждения мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан». (Слайд № 22). - Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента? - Дым, пламя огня, раскаленная лава. Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника. Работа с учебником (А.А. Лашевская, химия 7 класс). Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь. (Слайды № 23-24). Экзотермическая реакция – химическая реакция, при которой происходит выделение теплоты. Эндотермическая реакция - химическая реакция, при которой происходит поглащение теплоты. Учитель. При каких условиях происходят химические реакции? Условия протекания: (Слайды № 25). · Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение). · Нагревание до определённой температуры: необходимо для начала реакции, необходимо на протяжении всей реакции. · Действие электрическим током · Облучение светом Учитель: Какое значение имеют физические и химические явления? Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез). · Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов. (Слайды № 26-28). · Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (839)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |