Педагогическая рефлексия
Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе педагогического вуза обусловливает формирование способности к педагогической рефлексии.[3]. «Рефлексия – это обращенность сознания человека на познание себя самого, в частности собственных психических состояний, а также размышление человека над собственным жизненным опытом, анализ своих переживаний, чувств и поступков»[4]. Рефлексия является основой педагогической деятельности. Ниже публикуется таблица, в которой рассматриваются этапы педагогической рефлексии.
Таблица №4. «Этапы педагогической рефлексии».
Операционная сторона деятельности студента может быть представлена ответами на следующие вопросы[5]: 1. Чего я хотел достичь? 2. Чему я намеривался уделять особое внимание? 3. Что я делал для достижения цели? 4. О чем я думал? 5. Что я чувствовал? 6. Чего хотели, что делали, о чем думали, какие чувства испытывали мои ученики? 7. Как соотносятся между собой мои ответы на все предыдущие вопросы? 8. В чем состоит основная проблема моего урока? 9. Какие я вижу пути ее решения? 10. В чем достоинства и недостатки каждого из них? 11. Что я реально смогу сделать для решения проблемы? Тест «Определите свой стиль мышления[6]» В каждой группе слов выберите два, наиболее точно описывающие Вас:
В каждой строке из приведенной ниже таблицы обведите кружком выбранные Вами буквы последовательно по каждой из 15 групп. Общее количество кружочков в каждой из колонок – III и IV – запищите внизу. Результат по каждой из колонок умножьте на четыре. Максимальное из четырех полученных значений и указывает на тот стиль, который вы чаще всего используете при обработке информации.
I ..х 4 = _______ Конкретный последовательный тип (КП) II..х 4 = _______ Абстрактный последовательный (АП) III..х 4 = _______ Абстрактный случайный (АС) IV..х 4 = _______ Конкретный случайный (КС)
На основе полученных результатов можно построить профиль мышления. Например, если АП=50, АС=40, КС=20, КП=30, то профиль будет выглядеть следующим образом. При этом можно иметь в виду, что согласно юнговской схеме – АП – это рациональные способности; АС – эмоционально-эстетические; КС – интуитивные; КП – деятельностные. Для овладения приемами педагогической рефлексии важно хорошо изучить себя, знать и понимать особенности соей личности, своего характера. Познание себя – сложная внутренняя духовная работа, не всегда радующая нас своими результатами. Тем не менее, без такой глубинной работы настоящему педагогу не обойтись. Проделать серьезную работу духовного самопознания помогут предлагаемые диагностические тесты, созданные разными психологами и педагогами. Предлагаемые тесты могут использоваться и руководителями педагогической практики для диагностики педагогической одаренности. Анализ урока В теории вопроса разработано, а в школьной практике используется много разных схем педагогического, психологического и психолого-педагогического анализа и самоанализа урока. Инвариантными компонентами любой схемы педагогического анализа должны быть: · правильность постановки целей и задач урока; · обоснованность выбора типа и вида урока, его структуры; · оптимальный отбор содержания; · целесообразность выбора методов и средств обучения на уроке; · продуктивность учебной деятельности учащихся; · уровень управления и характер взаимодействия на уроке; · оптимальность домашнего задания, степень подготовленности учащихся к его выполнению.
1. Схема анализа урока[7]
2. Комплексный анализ урока Дидактические требования: 1. Определение образовательных задач и их реализация в процессе урока. 2. Определение вида и места урока в системе других (введение, обобщение, углубление и т.п.) 3. Определение темы урока и ее реализация в соответствии с программой и целями обучения, с уровнем подготовки учащихся. 4. Выбор методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающих познавательную творческую активность детей и сочетание коллективной работы с индивидуальной, самостоятельной деятельностью учащихся. 5. Рациональное использование ТСО, наглядных и дидактических средств обучения. Воспитательные требования: 1. Обеспечение связи уроков музыки с жизнью, социальной практикой. 2. Развитие познавательных интересов к музыке, музыкально-творческих способностей, ценностно-художественных ориентации учащихся, специальной ориентации. 3. Развитие у школьников умения самостоятельно овладевать художественными знаниями. 4. Учет уровня музыкального развития учащихся, их возрастных и психологических особенностей. Структура урока: 1. Оптимальная последовательность составных элементов урока (пение, слушание, анализ, творческие задания, ознакомление с основными музыкальными понятиями). 2. Рациональное распределение отдельных элементов работы в классе по времени. 3. Особенности драматургии (занятие должно быть цельной, законченной, совместной деятельностью (учитель-ученик), имеющей завязку, ход решения, кульминацию и развязку, то есть итог урока, в котором осмысливаются его результаты). 4. степень насыщенности урока музыкальным, литературно-художественным материалом Организационные требования. Наличие плана и конспекта. Организационная четкость в проведении урока (начало, темп, завершенность). Анализ профессиональных умений учителя в ходе урока. Уровень общей культуры учителя, психолого-педагогическая грамотность, умение учитывать в практической деятельности достижения смежных наук -психологии, физиологии, дидактики, музыкальной эстетики и т.д. Владение голосом, дирижерским жестом, инструментом (умение аккомпанировать, читать с листа, транспонировать, импровизировать, квалифицированно исполнять фортепианные произведения). Уровень гибкости преподавания в зависимости от особенностей восприятия данным классом учебного материала. Быстрота и точность реакции. Способность правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решения. Эмоциональный тон, артистизм, культура речи, образность мышления, богатство художественных ассоциаций. Использование межпредметных связей в проведении урока. Выработка у учащихся самостоятельных суждений и оценок, побуждение к самостоятельной поисковой деятельности. Система контроля за формированием знаний. Эстетическое впечатление от урока.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (947)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |