МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ – физическое лицо, на возмездной основе занимающее должность в государственном аппарате, действующее от имени государства в силу чего его действия обеспечиваются государственным принуждением. ДОКТРИНА СОВМЕСТИМОСТИ (НЕСОВМЕСТИМОСТИ) МАНДАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ – правила, устанавливающие возможность или невозможность депутату, как представителю законодательной власти, работать также и в органах исполнительной ветви власти. НОМЕНКЛАТУРНЫЙ РАБОТНИК – служащий, в силу его высокой квалификации или высокой степени доверия к нему со стороны властей, свободно перемещаемый на любой государственный пост по необходимости. ПРИНЦИП НЕЙТРАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – отражение противоречия при организации государственного аппарата в буржуазных государствах, заключающегося в необходимости квалифицированного и потому несменяемого профессионального государственного аппарата и одновременно действующей многопартийности, при которой после выборов различные партии сменяются у власти, но государственный аппарат обязан выполнять свои функции, невзирая на смену властвующих партий. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ – первичная организационно-структурная единица государственной организации, совокупность прав и обязанностей, часть полномочий государственного органа. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО – государственный служащий, имеющий право совершать в пределах своих полномочий властные действия, влекущие правовые последствия для адресатов указания. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ – должностное лицо, обладающее правом предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в его подчинении по службе. РУКОВОДИТЕЛЬ – должностное лицо, обладающее правом предъявлять юридически властные требования и применять меры дисциплинарного воздействия к органам и лицам, находящимися в его подчинении по службе. ЛИЧНОЕ ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – организационный документ, отражающий основные характеристики прохождения государственным служащим государственной службы. РЕЕСТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ – наименования распределенных по группам государственных должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральными Законами. НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – способ комплекто-вания государственного аппарата, при котором уполномоченное лицо, своим решением определяет правовой момент предоставления какому-либо лицу полномочий государственной должности. КОНКУРС В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ – способ комплектования государственного аппарата, при котором уполномоченное лицо имеет право назначить на государственную должность лицо только по результатам победы на публичном, открытом конкурсе претендентов на эту должность. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ – время практической проверки пригодности принятого на государственную должность лица. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – документ, фиксирующий особенности полномочий государственной должности в конкретных условиях деятельности государственного служащего. АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО – периодическая проверка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖА-ЩЕГО – форма наказания государственного служащего за должностные проступки, применяемая вышестоящим в порядке подчиненности государственным органам или должностным лицом. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖА-ЩЕГО – форма наказания государственного служащего за должностные проступки и упущения, применяемая органом или должностным лицом, не являющимся иерархически вышестоящим по отношению к ответственному должностному лицу ЛЕКЦИЯ ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ свидетельствует, что государственная служба — это не только аппарат государственных органов, это правовой, социальный институт. Поэтому вполне обоснованно в понимании государственной службы рассматривать т.н. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» ставит в качестве первого направления этого реформирования и развития формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института.
В ходе становления и развития современной государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как социального и правового института. Это было самым слабым звеном советской административной службы, что наряду с другими объективными и субъективными факторами ускорило крах советской системы. В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового института.
В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества. В действующем законодательстве государственная служба Российской Федерации конституируется как профессиональная служебная деятельность. Это никоим образом не противоречит ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМУ ПОДХОДУ, А ДОПОЛНЯЕТ ЕГО. То есть государственную службу следует рассматривать в комплексе всех ее аспектов. Поэтому для регулирования отношений, связанных с организацией государственной службы, должна быть создана система современных юридических и социальных норм, эффективно влияющих на повышение профессионализации управленческого труда.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА — это государственно-общественное явление, имеющее правовую, организационную, но и собственно социальную природу.
В социологии ПОД СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ понимается совокупность правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
В развитом виде СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ обычно предъявляют собой системные образования, отличающиеся: - устойчивой структурой, - интегрированностью своих элементов, - многообразием, гибкостью и динамичностью функций. В социально развитом обществе в соответствии с его функциональными качествами действуют самые различные социальные институты — политические, экономические, экономические, духовные, конфессиональные. В пределах названной классификации существует и такой государственно-социальный институт, как ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА имеющий в первую очередь политико-административный характер.
В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений: § вид общественной деятельности людей; § работа, занятие служащего, место его работы; § волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека; § ведомственное подразделение; § самостоятельное ведомство, организация.
Уяснение социальной природы государственной службы является важным условием познания ее сущности и особенностей, определения ее места и роли в системе социальных институтов государства и общества.
В силу специфики своего предмета понятие «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА» как социальный институт отличается от его нормативного понятия, данного законодателем в федеральных законах о государственной службе в 1995, 2003 и 2004 гг., где доминирует не институциональный, а деятельностный (функциональный) подход. В российском законодательстве о государственной службе отсутствует упоминание о ее общественном предназначении. На Западе именно на это акцентируется внимание. Там гражданская служба называется публичной.
Впервые на государственном уровне определение государственной службы как социального института прозвучало в 2001 г. в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ. В Концепции было сказано, что государственная служба является комплексным — публичным, социальным, правовым, организационным — институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства1Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации № Пр-1496 от 15 августа 2001 г..
Социальное понятие «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА» очень многогранно, и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается: ■ исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства; ■ особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни; ■ функция особого социального слоя людей — государственных служащих, которым присущи свои корпоративные интересы, социальные потребности и запросы; ■ срез общественных отношений, складывающихся в процессе выполнения государственным аппаратом функций по обеспечению связи государства и гражданского общества; ■ инструмент формирования и повышения уровня социального статуса чиновника; ■ носитель культуры и традиций общества, должной морали и духовности. Как механизм государственного управления, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:
■ социальный характер, поскольку представляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества — государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов; ■ социальную ориентацию — ее приоритетами является реализация социальных (сервисных) функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и т.п.); ■ социальную природу, так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы; ■ защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально-политическая ценность; ■ служба чиновников социуму — обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений. Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и в России.
Чем определяется социальный характер государственной службы? Исторический опыт показывает, что он определяется как минимум тремя факторами:
■ сущностью политического строя и политическим режимом в стране; ■ процедурами и технологией управленческой деятельности чиновников; ■ профессиональным уровнем развития государственных служащих, их деловыми и нравственными качествами. 1. ТОТАЛИТАРНЫЙ политический режим с неизбежностью воспроизводит адекватный характер государственной службы. В таком государстве деятельность государственного аппарата милитаризована жестко формализована, строго централизована и направлена, в конечном счете, против гражданского общества. В ОБЩЕСТВЕ С ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ РЕЖИМОМ правления государственная служба имеет по-настоящему социальный характер, так как ориентирована на соблюдение прав и свобод, удовлетворение интересов и запросов как гражданина, так и гражданского общества.
2. Социальный характер функционирования ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ во многом определяется демократическими процедурами и стилем управленческой деятельности государственных служащих. К таким процедурам следует отнести: коллективный характер выработки и принятия наиболее важных административных решений; учет и контроль за ходом выполнения принятых решений; наличие прямой и обратной связи с гражданским обществом; демократический стиль управления персоналом государственной службы.
3. Социальный характер ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ в значительной степени определяется политическими, профессиональными, деловыми, нравственными и личностными качествами государственных служащих. - К политическим качествам обычно относят патриотизм, обязанность и способность признавать и отстаивать конституционный строй страны, наличие гражданской позиции, преданное служение тому государству и обществу, интересам которого подчинена государственная служба. - К системе профессиональных качеств чиновников принадлежат такие, как профессионализм и компетентность. Деловые качества обычно подразделяются на организаторские и интеллектуальные. - К морально-нравственным качествам относятся честность, преданность, открытость, неподкупность, антикоррупционность и т.д. Личностные качества бывают психофизическими и коммуникативными — это общительность, доброжелательность, умение слушать людей, налаживать деловые контакты, убеждать. Чем выше качественный уровень состава государственных служащих, тем не только профессиональнее, но и «социальнее» сама государственная служба. Учитывая все сказанное, можно определить социальные цели, задачи и функции государственной гражданской службы Российской Федерации как социального института. Есть две стратегические социальные цели государственной службы современной России: построение социального государства и качественная реализация социальной функции государства.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1576)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |