Выберите правильный ответ. 2.1. Введение налога на единицу продукции означает, что тяжесть налогового бремени
2.1. Введение налога на единицу продукции означает, что тяжесть налогового бремени несут: а) производители; б) потребители; в) и производители, и потребители; г) чиновники, которые его собирают. 2 2. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к: а) росту расходов населения на жевательную резинку; Тесты б) снижению расходов населения на жевательную резинку; в) повышению спроса на жевательную резинку; г) снижению спроса на продукты питания. 2.3. На каком из графиков отражена наиболее низкая эластич а) б) в) г) 2.4. Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию: а) цены одного товара на изменение цены другого товара; б) величины спроса одного товара на изменение цены другого в) цены одного товара на изменение предложения другого блага; г) величины спроса одного товара на изменение спроса на дру 2.5. Излишкам производителя соответствует площадь фигуры: а) ЫЕСО; в) ЫВЕ; б) АВЕ; г) ВЕСО. 118Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение 2.6. Закон предложения выражает: а) обратную связь между ценой и количеством продаваемого б) прямую связь между ценой и количеством продаваемого в) связь между эластичными и неэластичными товарами; г) меру эластичности каждого товара. 2.7. Категория трансакционных издержек выдвинута: а) маржиналистами; в) сторонниками теории прав собственности; б) марксистами; г) сторонниками теории общественного выбора. 2.8. Излишек потребителя — это сумма денег: а) которая не нужна потребителю; б) которую государство забирает у потребителя при помощи в) которую выигрывает потребитель из-за разницы между це г) которую потребитель желает отдать тем фирмам-произво 2.9. Кривые спроса на какие два блага здесь изображены: б) книга Чейза "Лучше бы я остался бедным" и книга Симено- в) воздух для дыхания и красота одиноко растущей березы; г) хлеб и дом на берегу озера в горах Швейцарии? О ^ 2.10. Если ученые найдут простой способ получения сахара из древесины, то его внедрение при прочих равных условиях приведет к: а) смещению вправо кривой спроса на деревянную мебель; б) повышению цен на чай; в) увеличению предельных издержек по добыче сахарного г) смещению влево кривой спроса на деревянную мебель. Решите задачи 3.1. (6 баллов) Постройте кривую совокупного предложения по данным кривым индивидуального предложения: Тесты
О 3.2. (6 баллов) Существуют следующие соотношения между Цена 3 4 5 6 Спрос 6 5 4 3 а) В каком интервале цен эластичность спроса на товар А бу б) Ценовая эластичность'спроса на товар Б при цене в 48 де 3.3. (8 баллов) Спрос и предложение на некий товар описыва <ЭП = 1000 — 40Р, <Э"= 300 + ЗОР, где С}'— количество данного товара; Р — его цена. а) Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара. б) Государство установило на данный товар фиксированную ^ 3.4. (8 баллов) Шесть подружек: Маша, Даша, Света, Таня, Наташа и Галя — гуляли по улице и, проголодавшись, решили купить по пирожку. При этом Даша была готова заплатить за пирожок 2 руб., Таня и Света — по 5 руб., Галя — 3, Наташа — 6 и Маша — 9 руб. Изобразите кривую спроса на пирожки группы подружек. ■• 3.5. (12 баллов) Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями: О_ = 600 - 100Р, О. = 150 + 50Р. а) Найдите параметры равновесия на рынке данного товара. б) Государство установило налог с продажи на единицу данно Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать цену, чтобы решить третий вопрос — определить доход потребителя. Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся определить их взаимосвязь. 4.1. Потребительский выбор и его особенности Полезность блага Полезность блага (иИШу о/ дооЛ) - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей,! В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке). Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага О соответствует прирост общей полезности (1о1а1 иШИу) — ТТ1 (см. рис. 4—1а). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (таг-§та1 иШНу) — МТ1 — каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 4—16). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Рис. 4—1. Общая (а) и предельная (б) полезность 4 1. Потребительский выбор и его особенности 121 Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках).Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса. _ Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем- ункцияБаверк, Ф. Визер одними из первых попытались ус-полезноститановить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 4—2). Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем второй, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности (рис. 4—2). Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезности— функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества: (4.1) где МИ — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага. ТЦ О ч, ^^ Чз Ч„ Рис.4—2. Зависимость общей полезности блага от его количества Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике — наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (0:) велико, а цена (Р^ низка; во втором — наоборот: количество (02) мало, цена (Р2) высока (см. рис. 4—3). Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.
Излишек потребителя а) вода б) алмаз Рис. 4—3. Парадокс воды и алмаза Основные постулатыВ современной теории потребительского
выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах: 1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель 2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее 3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит 4 1. Потребительский выбор иего особенности ля. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С. 4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от неболь 5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность ,. Предположим, что потребитель удовлетво-
Условия равновесия^^ прогп _,; ППТПОЙЦ^ФМ _ д « ™ гпп_ потребителя Таблица 4—1
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2604)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |