Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЗАДАНИЯ 1. П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?
2. Какие формы умозаключений вы знаете? 3. Дайте определения следующим понятиям: Анализ – _____________ _____________ Синтез – _____________ _____________ Индукция – _____________ _____________ Дедукция – _____________ _____________ Сравнение – _____________ _____________ Аналогия – _____________ _____________ Антиномия – _____________ _____________ Апория – _____________ _____________ 4. Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 5. Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории. А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________
ТЕСТЫ (выберите правильный ответ и обоснуйте его) 7. В работе Э. Джонсона «Предшественники Адама Смита»[1] дано определение одной из теорий как «серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой». Речь идет о: а) физиократах; б) меркантилистах; в) экономических теориях средневековых схоластов; г) экономических представлениях мыслителей Древней Греции. _____________ _____________ _____________ 8. Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х годов под эгидой Римского клуба, развиваются в русле: а) монетаризма; б) марксизма; в) теории общественного выбора; г) классического институционализма. _____________ _____________ _____________
ЗАДАЧИ 9. По оценке английского статистика конца XVII века Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%[2]. Вычислите формулу функции зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII века составлял примерно 40 шиллингов за 1 квартер (12,7 кг), а средний урожай – порядка 20 млн. центнеров. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________
ПРОБЛЕМЫ (подготовьте письменные ответы на следующие вопросы) 10. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 11. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 12. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________
Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ЗАДАНИЯ 13. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 14. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 15. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ ТЕСТЫ (выберите правильный ответ и обоснуйте его) 16. Кривая производственных возможностей экономики показывает: а) точные количества двух благ, которые собирается производить общество; б) лучшую из возможных комбинаций двух благ; в) альтернативные комбинации двух благ, которые можно произвести при наличии данного количества ресурсов; г) верно все перечисленное выше. 17. Гражданин хранит деньги на банковском счете, годовая ставка банковского процента равна 5%. Гражданин желает подписаться на журнал, при этом он учитывает, что подписка на один год стоит 10 долл., на два года – 18 долл. Определите, в какую сумму обойдется ему подписка на второй год:
18. Если линия производственных возможностей А в стране Банангладеш сдвинется из положения 7 в положение 2, то это будет означать, что: а) в стране увеличилась эффективность производства продукта А; б) в обществе увеличилась эффективность производства продукта Б; в) произошло вовлечение в экономику новых, ранее не занятых ресурсов; г) общество перешло от состояния неполной занятости к состоянию полной занятости. 19. Студент учится в университете, получая стипендию 200 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, получая 1000 руб. Альтернативные издержки обучения в университете:
20. Иван хочет продать партию товара за 10 млн. руб. Покупатель предлагает ему вексель на сумму 10,5 млн. руб. сроком на 1 месяц. При каком проценте годовых по месячным вкладам ему стоит согласиться:
ЗАДАЧИ 21. Пусть Василий затрачивает 1 час на производство табуретки и 2 часа на производство стола, а Иван – 2 часа на производство табуретки и 1 час на производство стола. A) Как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 часов? Б) Как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов? B) Каковы альтернативные издержки производства первого и последнего стола, изготовленных суммарными усилиями по технологии Ивана? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________
22. Пусть технология позволяет производить 2 табуретки за 1 человекочас и 3 стола за 2 человекочаса. A) Как будет выглядеть кривая производственных возможностей бригады из 5 человек в рамках 40-часовой рабочей недели? Б) Как изменится кривая производственных возможностей, если вдвое сократятся трудозатраты на производство табуреток и сокращается на четверть продолжительность рабочей недели? B) Каковы альтернативные издержки производства 1 табуретки в первом случае и альтернативные издержки производства 1 стола во втором случае? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 23. Билет на аттракцион «Колесо обозрения» приносит чистый доход 1 долл. Среднее число посетителей в день – 500 человек при 300 рабочих днях в году. Если ставка процента по депозитам – 5% годовых, сколько бы вы отдали за аттракцион? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ ПРОБЛЕМЫ (подготовьте письменные ответы на следующие вопросы) 24. Джон Мейнард Кейнс писал: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голос с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад»[3]. Прокомментируйте это утверждение. Можете ли вы назвать имена экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на экономическую политику России? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 25. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших социалистических стран по сравнению с западными державами на основании данных об отставании производства потребительских товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе аппарат кривой производственных возможностей. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________
Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЯ 26. «Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший объем продукции находит сбыт. Неудовлетворенный спрос, как и затоваривание, служит признаком нарушения равновесия». Прокомментируйте эти утверждения. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 27. Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на графиках спроса и предложения. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 28. На рынке риса три потребителя: А, В, С. Функции спроса:
А) Каков спрос каждого при Р = 10, Р = 2, Р = 3? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ Б) Постройте функцию совокупного спроса и ее график. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 29. Покажите, как отразятся на модели спроса и предложения молока следующие события: а) придя в магазин, пенсионерка обнаружила, что молоко по новой цене ей недоступно;
б) после повышения заработной платы госслужащих молоко перешло в разряд дефицитных товаров;
в) в результате рекламной кампании население стало предпочитать молоку кока-колу;
г) сокращение сельскохозяйственного производства России сильно ударило по молочной промышленности;
д) экстренный импорт молочного концентрата из-за рубежа нормализовал ситуацию с молоком в Москве;
е) весной 1997 года многие фермеры обнаружили, что по существующей цене производство молока для них невыгодно.
30. Маркетинговые исследования дали следующие результаты: 1) эластичность спроса по цене на шампунь сорта А составила: ; 2) эластичность спроса по цене на шампунь сорта В составила: ; 3) перекрестная эластичность спроса на товар А по цене товара В: ; 4) эластичность спроса на шампунь этих марок по доходу равна ; . А) Как изменится объем спроса на шампунь А, если цены на марку В уменьшатся на 2%? _____________ _____________ _____________ _____________ Б) Как изменится объем спроса на шампунь А и В если доход покупателей возрастете на 5%? _____________ _____________ _____________ _____________ В) Как изменится объем спроса на шампунь В если цены на В уменьшатся на 10%? _____________ _____________ _____________ _____________ Г) Как отреагируют покупатели шампуня А на повышение цен на 15%? _____________ _____________ _____________ _____________ ТЕСТЫ (выберите правильный ответ и обоснуйте его) 31. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к: а) понижению цены равновесия; б) повышению цены равновесия; в) сохранению прежней цены равновесия; г) повышению величины предложения. 32. Пусть известно, что потребление шоколада в стране Лимонии на душу населения упало, а цена выросла (удвоилась). Это можно объяснить тем, что в это время: а) предложение какао-бобов снизилось; б) спрос на какао-бобы вырос; в) одновременно выросли спрос на какао-бобы и их предложение; г) кривая предложения какао-бобов является вертикальной линией. 33. Функция рыночного спроса имеет вид: Q = 3 – р, где р – рыночная цена; функция предложения: Qs = 2р. Равновесная рыночная цена:
34. При цене (Р) 10 тыс. руб. за единицу величина спроса на товар равна нулю. При величине спроса (Q) 10 единиц ценовая эластичность спроса на товар равна – 1. Как выглядит функция спроса, при условии что функция спроса – линейна?
35. Издательство обнаружило, что по цене 60 руб. оно может реализовать 1000 экз. книги в неделю, а по цене 80 руб. -900 экз. Дуговая эластичность спроса равна:
36. Определите, какое из следующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар: а) покупатели расходуют на его покупку значительную долю своего дохода; б) данный товар является для потребителей товаром первой необходимости; в) процентное изменение объема спроса меньше, чем процентное изменение цены; г) имеется большое число товаров-заменителей. 37. Аналитики-экономисты предполагают, что с изменением цены эластичность спроса на товар будет меняться так:
Какую цену они рекомендуют установить, чтобы максимизировать выручку:
38. Налог на продажу ложится в большей мере на потребителя, если:
39. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар X по цене товара Y имеет отрицательное значение (Е < 0). Это означает, что: а) X и Y являются товарами-субститутами; б) X и Y являются взаимодополняющими товарами; в) Х и Y являются независимыми товарами; г) спрос на товар X неэластичен по цене. 40. Неурожай кофе привел к повышению цены на мировом рынке практически без сокращения объемов продаж. Это означает, что: а) предложение кофе неэластично; б) спрос на кофе неэластичен; в) предложение кофе эластично; г) кофе не имеет субститутов. 41. Функции рыночного предложения товаров А, B и С описаны следующими формулами: по А: Р = 2 + 10QS, по В: Р= Qs - 2, по С: Р = QS, где Р – цена товара; Qs – величина предложения. Можно утверждать, что: а) ценовая эластичность предложения всегда самая высокая по товару А и самая низкая по товару В; б) ценовая эластичность предложения самая низкая по товару А, апо товарам В и С одинакова; в) ценовая эластичность предложения самая высокая по товару B а самая низкая по товару A; г) ценовая эластичность предложения по товару С различна при разных величинах предложения; д) ценовая эластичность предложения по товару А одинакова при различных уровнях цены. ЗАДАЧИ 42. Функция спроса на хлеб: Q = 100 + 0,5I – 30P1+ 20Р2, где Q – годовая величина спроса; I– доход; Р1– цена хлеба; P2 – цена макарон. A) Какова величина годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг? Б) При какой цене спрос на хлеб будет равен нулю? B) Постройте кривую спроса на хлеб. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 43. Спрос и предложение фирмы на рынке описываются следующими уравнениями: Qd = 200-5P; QS =50 + Р. Определите параметры равновесия. Является ли равновесие на этом рынке устойчивым? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 44. Предположим, что кривая спроса описывается уравнением Q = 70 – 2Р, а кривая предложения – уравнением Q = 10 + Р. Правительство ввело налог на потребителей в размере 9 долл. за единицу. А) Как изменятся равновесные цена и объем продукции? Б) Каков доход государства от введения этого налога? В) В какой степени пострадают от введения этого налога производители? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 45. Спрос и предложение на рынке описываются уравнениями: Qd = 100 - 2Р, QS = = -20 + 2Р. Определите: а) эластичный и неэластичный участки спроса; б) параметры равновесия на рынке в случае, если введен налог на товар в размере 5 ден. ед. за 1 шт.; в) каковы потери общества от введения налога. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 46. На рынке конкретного товара известны функция спроса Qd = 9 – Р и функция предложения Qs = – 6 + 2Р. Производители товара уплачивают в бюджет налог в размере 1,5 долл. на единицу товара. Определите выигрыш потребителя и выигрыш производителя:
_____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 47. Спрос задан уравнением Qd = 100 - 0,5Р. Найдите, при каких Р спрос на товар эластичен, а при каких – нет. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 48. Эластичность спроса по цене товара X – 3, цена увеличилась на 2%. Как изменилась выручка? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 49. Вы узнали, что ценовая эластичность спроса на товар – 4. Как должны измениться цена и объем покупки товара, чтобы выручка выросла на 15%; в 1,5 раза? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 50. Спрос населения на картофель характеризуется следующими показателями эластичности:
В будущем году общий уровень цен не изменится, доходы населения увеличатся на 4% и цена картофеля возрастет на 5%. На сколько изменится объем спроса на картофель? _____________ _____________ _____________ 51. Дана функция спроса QDA = – 15РА – 8РВ + 60, РА – цена товара А; Рв – цена товара В. Найдите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара B если РА = 2, Рв= 3. Сделайте вывод о типе связи между товарами. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 52. Спрос и предложение товара на внутреннем рынке описываются уравнениями Qd = 150 – 3Р и Qs = 50 + 2P. Цена мирового рынка установилась на уровне 10 ден. ед. Как изменится величина импорта, если правительство введет субсидию в размере 10 ден. ед. за 1 шт. товара? Какую субсидию должно ввести государство для того, чтобы полностью исключить импорт и добиться экспорта в размере 15 шт. товара? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________
ПРОБЛЕМЫ (подготовьте письменные ответы на следующие вопросы) 53. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте ответ. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 54. «Выигрыш потребителя может быть увеличен только за счет выигрыша производителя, и наоборот». Так ли это? Почему? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ 55. Для увеличения доходов госбюджета предлагается ввести налог на продажи. Его можно взимать с покупателей или продавцов. Какой вариант предпочтительнее для населения? _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (973)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |