Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка
Обращение к особенностям эмоциональной стороны взаимодействия с родителями очень часто встречается в исследованиях причин отклонений в личностном развитии ребенка. Нарушение эмоционального контакта с родителем, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка [23; 62; 65; 134]. Лишенные родительской привязанности дети неизменно испытывают на себе неприязнь, враждебность, а вследствие этого — непоследовательность воспитательных воздействий, жестокость наказаний. В ситуации эмоционального дефицита воспитательные воздействия, воспринимаемые родителями как нормальные, переживаются ребенком как насилие. Ежедневная малая война между родителями и детьми в ходе каждодневных обид, унижений и разочарований замыкает сознание в кругу этих переживаний. В конце концов дети теряют надежду на любовь без насилия [23]. Это способствует развитию агрессии, возникновению асоциального поведения. Особенности детско-родительского взаимодействия часто являются причиной возникновения другого искажения в развитии личности ребенка — застенчивости [65]. В данном случае акцент делается на существующей у некоторых родителей зависимости отношения к ребенку от уровня его возможностей и достижений. Ребенку в таких семьях не дарована безусловная любовь. Чтобы быть любимым, ценным, желанным, он должен демонстрировать требуемые достижения. Родительская ориентация на личные достижения порождает неуверенность ребенка в себе, представления о собственной неспособности, неполноценности, склонность к самоунижению. Сами же родители часто поддерживают сложившиеся представления, подчеркивая несовершенства ребенка или «навешивая на него ярлык застенчивого». В сочетании с повышенным чувством опасности, развивающимся у таких детей, неуверенность в себе перерастает в болезненное состояние, при котором возникает непреодолимый барьер между ребенком и окружающими его людьми. Недостаток искренних, доверительных, теплых эмоциональных отношений является одной из причин возникновения у детей неврозов. В ряде случаев ощущаемый ребенком недостаток родительской любви, так же как и в предыдущем случае, является отражением особого отношения, характеризующегося условным его принятием. Имея образ идеального ребенка, который никогда не плачет, беззаветно любит родителей и обладает сильным характеров, родители не принимают никаких отклонений и оценивают любое проявление индивидуальности как недостаток. Взаимодействие с ребенком в этом случае окрашено негативными эмоциями, что составляет негативный эмоциональный фон взаимодействия. Как же любить ребенка, если он постоянно вызывает раздражение, если он не согласен с родителями и не идет к ним навстречу, если его не удается поставить на место, сделать так, чтобы сразу замолчал и безропотно выполнил все, что находят нужным взрослые [62], В других случаях родители избегают демонстрировать свою любовь к ребенку под влиянием ошибочных воспитательных установок, полагая, что уверенность ребенка в родительской любви делает его избалованным, эгоистичным, себялюбивым. Руководствуясь представлениями о необходимости исполнить свой родительский долг воспитания, они неизменно ориентируются на социальные требования, принося в жертву актуальные потребности самого ребенка, очень часто, поступая формально правильно, лишают его взаимности, отзывчивости и сострадания. В любом случае ребенок остро переживает отсутствие безусловной родительский любви, что определяет невротический путь его развития [27; 62; 153]. Значимость эмоциональной стороны детско-родительских отношений не уменьшается с возрастом ребенка. Особенности семейных отношений являются также источником психогений у подростков [85; 94; 182]. Возникновение их, по мнению авторов, связано с фрустрацией потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии. Подчеркивается губительность для психического здоровья подростка таких особенностей отношения к нему родителей, как безнадзорность, характеризующаяся отсутствием внимания, заинтересованности условиями его жизни; чрезмерная опека, свидетельствующая о недоверии к его возможностям; повышенная моральная ответственность, при которой ориентация родителей на высокие достижения подростка свидетельствует об условности его принятия; эмоциональное отвержение — крайний случай, когда родители тяготятся подростком. Все это провоцирует не только развитие патохарактерологических черт личности, но и психогенных заболеваний. Подводя итог проведенному анализу, напомним, что мы ограничили свою задачу выделением тех характеристик, которые привлекаются для описания эмоциональной стороны детско-родитель
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |