Для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов
Принципы налогообложения впервые были сформулированы адамомСмитом:1Справедливости2.Определенности3.Удобства Экономии Эти принципы легли в основу налоговых систем стран мира. В основе российской налоговой системы лежат следующие принципы:1.Справедливость, всеобщность и равенство в отношении участников налоговых обязательств, при этом учитываются фактическая способность налогоплательщика2.Недопустимость дискриминационного характера налогов в зависимости от таких признаков как расовые, социальные, национальные, религиозные3.Недопустимость установления налогов и сборов нарушающих единое экономичное пространство, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение по территории РФ товаров работ услуг или финансовых средств, препятствующих законной деятельности налогоплательщика4.Обеспеченность прав налогоплательщика, их законных интересов, никто не обязан уплачивать налоги и сборы, не установленные НК РФ5.Определенность и понятность законодательных актов о налогах и сборах, установление всех элементов налогообложения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу налогоплательщика6.Применение в области налогообложения правил и норм международных договоров, если они не соответствуют НК и принятом в соответствии с ним нормативно-правовым актом о налогах и сборах.
8. Современные представления о принципах налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения в РФ. 1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 К РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 К РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ). 2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 К РФ, согласно этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 К РФ уст-ся, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения К развиваются в налоговом законодательстве . В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах. 3. Принцип справедливости налогообложения. В социальном государстве в отношении обязанности платить налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот. Установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот не допускается в зависимости от формы собственности, гражданства физ. лиц или места происхождения капитала. 4. Принцип публичности налогообложения. Этот принцип связан с конституционной обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это обусловлено публично-правовой природой государственной власти и тем, что налоговые правоотношения представляют собой отношения властного подчинения: налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а налогоплательщику — обязанность повиновения. 5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 К РФ. 6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными». 7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика. 8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 9. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
9. Необходимость классификации налогов. НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные(п. 1 ст. 12. НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые организациями; смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями. По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности. Классификация налогов на прямые и косвенные.Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком. Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика. По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров. По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, относятся к неокладным. Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства. В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды. Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.
10. Классификация налогов по форме уплаты и категориям плательщиков. Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством. Местные налогирегламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы. В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете. В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:
В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом: · включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг); · относимые на издержки обращения и затраты производства; · относимые на финансовые результаты;
11. Классификация налогов по уровням налоговой системы и по характеру применения. Классификация налогов: 1. По способу взимания различают: - Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.) - Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству. 2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги: 1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги: НДС, Акцизы, НДФЛ, ЕСН, Налог на прибыль предприятий, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина. 2) региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций); - Налог на имущество организаций; - Налог на игорный бизнес; - Транспортный налог. 3) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов. - Земельный налог - Налог на имущество ФЛ 3. По целевой направленности введения налогов: 1) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость); 2) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд. 4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика: 1) налоги, взимаемые с физ. лиц; 2) налоги, взимаемые с юр. лиц (например, налог на прибыль организаций); 3) смежные налоги, которые уплачивают как физ., так и юр. лица (например, земельный налог). 5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж: 1) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины); 2) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж). 6. По порядку введения: 1) общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы); 2) факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).
12. Классификация налогов по методу взимания. Особенности прямых и косвенных налогов. Классификация налогов: 1. По способу взимания различают: - Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.) - Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству. 2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги: 1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги: НДС, Акцизы, НДФЛ, ЕСН, Налог на прибыль предприятий, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина. 2) региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций); - Налог на имущество организаций; - Налог на игорный бизнес; - Транспортный налог. 3) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов. - Земельный налог - Налог на имущество ФЛ 3. По целевой направленности введения налогов: 1) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость); 2) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд. 4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика: 1) налоги, взимаемые с физ. лиц; 2) налоги, взимаемые с юр. лиц (например, налог на прибыль организаций); 3) смежные налоги, которые уплачивают как физ., так и юр. лица (например, земельный налог). 5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж: 1) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины); 2) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж). 6. По порядку введения: 1) общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы); 2) факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).
13. Понятие налоговой политики. Взаимосвязь налоговой и финансовой политики. Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Принято выделять три типа налоговой политики государства. 1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов. 2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. 3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования. Налоговая стратегия преследует следующие задачи: • экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов; • социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения; • фискальные – повышение доходов государства; • международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе. Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.
14. Субъекты налоговой политики. Цель и задачи налоговой политики. Цели налоговой политики: Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот. Субъект налоговой политики — государство. Объект налоговой политики — налогообложение. Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства. Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики: В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций. Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.
15. Элементы налоговой политики. Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и независимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджетную систему страны, а значит, «обслуживает» бюджетную политику. Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности, а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; б) необходима эффективная система взимания и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней для обеспечения гармоничного развития государства как целого и проведения региональной политики; в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период. Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения, поэтому можно говорить о неразрывной связи между налоговой и социальной политикой. Точно так же через определенные налоговые инструменты осуществляется воздействие на природоохранную, таможенную, валютную и другие направления государственной политики. Налоговую политику можно свести к трем элементам:
Налоговая политика может быть действенной (как, впрочем, и любая политика) лишь в том случае, если она опирается на серьезные теоретические обоснования и глубокие концептуальные разработки. Среди многих плодотворных идей, разработанных А. Смитом, прежде всего следует выделить доказанную им необходимость множественности налоговых платежей. Множественность налогов в налоговой системе позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, отразить разнообразие форм доходов, сделать общее бремя психологически менее заметным, воздействовать на производство, потребление и накопление. Однако отсюда вытекает необходимость умеренности ставок по каждому из налогов. Вместе с тем множественность налогов усложняет расчеты и налоговый контроль, потенциально предоставляет возможности уклонения от них. Поэтому общее число налогов в системе должно быть оптимальн
16. Теоретические основы налоговой политики. Типы налоговой политики. Налоговая политика государства основывается на научных концепциях, получивших теоретическоепризнание и практическое применение. Эти концепции подробно рассматривались ранее в главе 2: классическая, кейнсианская, неоклассическая, неокейнсианская.
17. Механизм реализации налоговой политики. Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
18. Понятие и структура налоговой системы, критерии ее эффективности. Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, принципов, форм, методов их установления, изменения, отмены и контроля. Принципы построения налоговой системы:1. Каждое лицо должно уплачивать законо- установленные налоги и сборы2. Налоговое законодательство не может иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, национальных, религиозных убеждений3.Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство, ограничивающее свободное перемещение по РФ товаров, финансов5. Ни на кого не может быть возложена обязанность, уплачивать налоги и сборы не предусмотренные НКФР6.Все неустранимые сомнения противоречия, неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.Структура налоговой системы РФ: 1. Правовая Законодательная система (НКРФ)2. Подсистема налогов и сборов (совокупность Федеральных, Региональных и Местных налогов условия их взимания, а так же сборы и пошлины)3. Подсистема контроля соблюдения Налогового законодательства (включает налоговые органы РФ, внебюджетные фонды, таможенные органы, территориальные подразделения) 4. Правоохраните<
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |