Закономерности, принципы и основные направления воспитания
Движущими силами процесса воспитания являются противоречия, которые могут быть внутренними либо внешними. Внутренними являются противоречия между притязаниями личности воспитуемого и его возможностями, между потребностями и способами их удовлетворения и др., внешними – противоречия между требованиями социальной микро- и макросреды и поведением самой личности. К последним можно отнести противоречия между целями и характером их достижения в системе воспитания и самовоспитания; между требованиями, которые выдвигает государство к коллективу и к личности, и социальным опытом, возможностями их выполнения; между авторитарными отношениями и отношениями сотрудничества в обществе и коллективе. Закономерности воспитания – это устойчивые существенные взаимосвязи между компонентами воспитательного процесса. Учет и реализация таких связей являются непременными условиями достижения эффективных результатов в развитии и формировании личности. К основным закономерностям воспитания относят следующие: 1) характер воспитания во всех исторических эпохах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества; 2) цели, содержание и методы воспитания представляют собой целостное единство; 3) процессы обучения и воспитания неразрывно связаны; 4) воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность; 5) воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности; 6) в процессе воспитания доля педагога постепенно снижается и увеличивается активность воспитуемого; 7) содержание деятельности в процессе воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников; 8) воспитание, основанное на выявлении положительных качеств участников и опоре на них, всегда более успешно; 9) более продуктивным является воспитание, основанное на раскрытии перед учащимися перспективы их роста, обеспечении им ситуаций успеха; 10) более эффективно воспитание в коллективе и через коллектив; 11) воспитание, основанное на проявлении гуманности и уважения к личности в сочетании с высокой требовательностью, более эффективно; 12) лучшие результаты достигаются в воспитании, которое осуществляется в условиях защищенности и любви. В организации и управлении учебно-воспитательным процессом важная роль отводится принципам воспитания. Принципы воспитания – это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строится процесс воспитания, его содержание и организация. К основным из них можно отнести следующие: · принцип народности – единства общечеловеческого и национального; любви к родному краю, его истории, культуре, народным традициям; · принцип природосообразности воспитания (учета многогранности и целостности природы человека, его возрастных, анатомо-физиологических, региональных особенностей); · принцип культуросоответствия воспитания; · принцип гуманизации, демократизации воспитания; · принцип непрерывности воспитания; · принцип этнизации воспитания (наполнения воспитания национальным смыслом, развития национального самосознания, чувства принадлежности к своему народу); · принцип дифференциации и индивидуализации процесса воспитания; · принцип последовательности, систематичности, вариативности и интегративности форм и методов воспитания; · принцип активности и сознательности личности; · принцип связи воспитания с жизнью и практикой; · принцип воспитания в коллективе; · принцип единства требований и уважения к личности; · принцип комплексного подхода; · принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям личности. Перечисленные принципы, отражая общие закономерности процесса воспитания, определяют требования к содержанию, организации и методам воспитательного процесса. В воспитании выделяют несколько основных направлений: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, конфессиональное, семейное, и воспитание в обучении. Кратко охарактеризуем некоторые из них. Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного отношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; формирование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др. Основными задачами нравственного воспитания являются формирование национального сознания и самосознания, сознательной дисциплины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, к женщине, желания жить в гармонии с природой. Нравственное воспитание, содействуя формированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности, способствует ее интеллектуальному развитию и формированию волевых качеств. Основной критерий оценки нравственной воспитанности – поведение учащегося, его отношение к труду, обучению, окружающей действительности, собственности, к старшим и самому себе. Умственное воспитание человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению и учебно-познавательной деятельности. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания. Содержание умственного воспитания – это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники. Умственное воспитание решает следующие задачи: формирование у воспитуемых запаса знаний, соответствующих современному этапу социально-экономического развития общества; формирование основ научного мировоззрения; развитие интеллекта и познавательных способностей; развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении кругозора. Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих способностей личности. Для этого при организации занятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому способствуют новые способы организации учебно-воспитательной работы в учреждениях образования, также как выделение ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, интегративный подход в обучении и воспитании. Трудовое воспитание призвано развивать у учащихся чувство уважения и готовности к добросовестному труду, оно решает две группы задач, первая из которых связана с формированием трудовых умений и навыков, а вторая – с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов сознания, способствующих пониманию общественной и личной необходимости качественной учебной работы как важнейшего условия развития профессиональных способностей. Основой трудового воспитания является выработка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности. Критериями же трудовой воспитанности выступают высокая личная заинтересованность и продуктивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творчество, трудовая дисциплина и т.п. Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Его средствами являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет развитие психических качеств человека, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способностей. Поскольку в современных условиях возрастает роль и значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни человека, постольку возрастает роль эстетического воспитания, развития эстетических чувств, вкуса, идеалов. Выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите всего прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окружающую действительность. Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебной работы обучающихся, формирует элементы физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия биологических, экологических, медицинских, и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, психического, и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях учебного заведения являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения и др.; привлечение учащихся к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма болезням. Экологическое воспитаниепредусматривает формирование у студентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, бережного отношения к природе, заботы о природных богатствах, их сохранения и приумножения. Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры учащихся, повышения уровня их правосознания. Оно решает ряд задач: расширения запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения требований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов государства. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежития, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность участвовать в обеспечении правопорядка. Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности; выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности. Критериями оценки уровня экономического мышления служат глубина экономических знаний и умение применять их на практике. В целом все направления воспитания реализуются вместе, дополняют друг друга и обеспечивают процесс формирования всесторонне развитой, гармоничной личности. Воспитание – это процесс формирования качеств личности. В психологическом плане качество личности представляет собой систему знаний, убеждений, чувств, привычек, любое качество личности является элементом ее сознания. Основными этапами формирования качества личности являются формирование представлений о данном качестве личности, переход понятий в убеждения, формирование соответствующего поведения, привычек, воспитание соответствующих чувств. При этом имеет место влияние воспитателя (воспитывающего) на воспитываемых. Влияние – это деятельность воспитывающего (или форма осуществления им своих функций), которая приводит к изменению каких-либо особенностей личности воспитанника, его поведения и сознания. Педагог может влиять на сознание и поведение ученика не только своими педагогическими действиями, но и своими личностными качествами (такими как доброта, общительность и т.д.) Влияние в процессе воспитания может быть направленным (т.е. ориентированным на конкретного человека или его конкретные качества и поступки) либо ненаправленным (когда оно не нацелено на определенный объект), кроме того оно может быть в виде прямого воздействия (т.е. непосредственного проявления педагогом своих позиций и требований к ученику) либо косвенного воздействия (когда оно направлено не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4114)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |