Конституция Японии 1947 г
Япония в условиях оккупационного режима. В отличие от Германии Япония была оккупирована не в ходе военных действий, а лишь спустя две недели после принятия условий капитуляции. За это время правящие круги сумели сохранить основные офицерские кадры армии и флота, превратив их временно в “гражданских” лиц и рассредоточив по отдельным районам, частным фирмам и предприятиям. В результате оккупации только американскими войсками государственный аппарат не был уничтожен, как в Германии. Правящие круги США понимали, что одним насилием не удастся справиться с положением в Японии. Они решили провести ряд политических и экономических реформ. Были распущены японская армия, ультранационалистические и фашистские организации, отменен целый ряд репрессивных законов. Были ликвидированы тайная полиция, Министерство внутренних дел, Военное и Морское министерства. В декабре 1945 г. на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 г. император публично отрекся от своего “божественного происхождения”. Проведенная вслед за этим демократическая реформа образования отменила “моральное воспитание” в духе “императорского пути” в школах. В конце 1945 г. воссоздаются довоенные буржуазно-помещичьи партии. Наследницей Сейюкай явилась Либеральная партия. Наследницей партии Минсэйто стала Прогрессивно-демократическая партия. Обе партии отражали интересы как помещиков, так и буржуазии. В октябре 1945 г. получила право легальной деятельности Коммунистическая партия Японии. В начале ноября 1945 г. была создана Социалистическая партия Японии. Создавались профсоюзы и другие массовые организации. В феврале 1946 г. был образован Японский крестьянский союз. Были приняты законы о труде, декларировалось право на забастовки, введен 8-часовой рабочий день, оплачиваемый недельный отпуск в год, повышена оплата сверхурочных работ. В 1946 – 1949 гг. проведена аграрная реформа. В соответствии с Законом об аграрной реформе 1946 г. ликвидировалось помещичье землевладение за выкуп и земли перераспределялись в пользу зажиточного и среднего крестьянства. Была ограничена земельная арендная плата, введены ограничения для перепродажи земли с целью пресечения ее новой концентрации в одних руках. Частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой земельной собственности, что ускорило развитие капиталистических отношений в деревне. Конституция Японии 1947 г.Юристы штаба американского генерала Макартура выработали проект новой японской Конституции, который формально был принят парламентом и утвержден Тайным советом 3 ноября 1946 г. как изменение Конституции 1889 г. Конституция японской империи оформила вместо фиктивной реальную парламентскую монархию. Она вступила в силу 3 мая 1947 г. Конституция сохранила династическую преемственность императорского трона. Полномочия императора определены ст. 1 – 8. Ст. 1 гласит: “Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть”. Он назначает премьер-министра по представлению парламента, членов Верховного суда, подтверждает назначения и отставки государственных министров и других должностных лиц, промульгирует поправки к Конституции, имеет право созывать сессии парламента и распускать нижнюю палату и т. д. Как свидетельствует ст. 3, все действия императора, “относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета”, который несет за них ответственность. Никакое имущество и никакие дары не могут быть получены и приняты императором и его семьей без решения парламента (ст. 8). Вместе с изменениями политической роли императора было ликвидировано и старое Министерство императорского двора. Вместо него было создано Управление императорского двора, действующее при канцелярии премьер-министра, которое занимается решением вопросов, связанных с повседневным ведением дел императора и императорского дома, организацией придворного церемониала, содержанием и охраной императорской собственности. Несмотря на формально ограниченный характер своих полномочий, император по-прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны, в чем его прямо не ограничивает Конституция. Важную роль в этом отношение играет и Управление императорского двора, которое при прямой поддержке правительства и правящей Либерально-демократической партии поддерживает верноподданнические настроения японцев путем проведения многочисленных ритуальных мероприятий, связанных с жизнью императорской семьи. Ни одна из политических партий оппозиции не ставит своей непосредственной целью устранение монархии. Парламент (его полномочия определены ст. 41 – 64) состоит из двух палат – Палаты представителей и Палаты советников. Палата представителей (нижняя) переизбирается в полном составе каждые четыре года и может быть распущена досрочно (ст. 45). Срок полномочий Палаты советников (верхней) установлен в шесть лет, причем каждые три года переизбирается половина ее членов (ст. 46). Обе палаты избираются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза, ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты. Активное избирательное право наступает с 20 лет, пассивное – с 30 лет в верхнюю палату и с 25 лет - в нижнюю. Если распускается Палата представителей, то в течение сорока дней со дня ее роспуска должны быть проведены всеобщие выборы в указанную палату и в течение тридцати дней со дня выборов созван парламент. При роспуске нижней палаты верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями, во время созыва ее чрезвычайной сессии, если “это крайне необходимо в интересах страны” (ст. 54). Основным звеном государственной машины, которое обладает полнотой власти, является японское правительство и его премьер-министр. Полномочия Кабинета министров определены ст. 65 – 75 Конституции. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их. Парламент избирает главу Кабинета министров. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответствен перед парламентом. Он может по своему усмотрению отстранять государственных министров от должности (ст. 68). Если должность премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия парламента после всеобщих выборов Палаты представителей, то Кабинет министров должен выйти в отставку в полном составе (ст. 70). В случае недоверия, выраженного правительству парламентом, премьер-министр может распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Согласно ст. 66 премьер-министр и другие государственные министры должны быть гражданскими лицами. Ими не могут быть военные лица, тем самым в Конституции закреплен принцип гражданского правительства. Премьер-министр наделен правом законодательной инициативы и в значительной мере определяет законодательную деятельность парламента. Конституция предусматривает весьма обширный перечень его полномочий и полномочий самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой, издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов и др. (ст. 73). Значительное место в Конституции занимает организация и деятельность судов (ст. 76 – 82). Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду. Он состоит из Главного судьи и установленного законом числа судей. Главный судья назначается императором по представлению Кабинета, все остальные судьи – Кабинетом. Согласно ст. 76, “все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами”. Отстранить их от должности можно лишь в порядке импичмента. Исполнительные органы не имеют права вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела которых находились ранее в ведении административных судов. Уникальной по сути является ст. 9, которая имеет пацифистскую направленность, как пронизывающий всю Конституцию принцип. Она гласит: “Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается”. В Конституции содержится широкий перечень прав и свобод. К числу их относятся “право на жизнь, свободу и стремление к счастью” (ст. 13), равенство всех перед законом, подкрепляемое запрещением дискриминации “в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения” (ст. 14). Конституция провозглашает свободу собраний, слова, печати с запрещением цензуры, право на труд, на создание организаций трудящихся, свободу научной деятельности, запрещение принудительного труда, право на разбирательство дела в суде, право на адвоката, запрещение произвольных арестов, обысков, применение пыток и др.
ГЛОССАРИЙ
ТЕСТЫ
1. Кто такой сегун? А) командующий феодальными дружинами, глава исполнительной власти; Б) управляющий императорским двором; В) руководитель провинции в феодальной Японии; Г) финансовый агент в феодальной Японии.
2. Кто такие дайме? А) средние слои японского феодального общества; Б) низшие слои японского феодального общества; В) крупные японские феодалы, представители крупных феодальных домов; Г) командующие воинскими подразделениями японской феодальной армии.
3. К какому слою феодального общества относились сидзоку? А) высшее дворянское сословие; Б) низшая знать; В) офицерский состав феодальной армии; Г) ремесленники.
4. К какому слою феодального общества относились “эта”? А) зажиточные крестьяне; Б) низшие слои японского общества, занимавшиеся “нечистыми”, с точки зрения буддийской религии, профессиями (убой скота, погребение покойников и т. д.); В) мелкие торговцы; Г) самураи.
5. На сколько лет и каким путем избирается нижняя палата (Палата представителей) японского парламента по Конституции 1947 г.? А) на четыре года на всеобщих выборах; Б) на шесть лет на всеобщих выборах; Б) на четыре года половина депутатов избирается на всеобщих выборах, другая половина назначается императором; Г) на шесть лет половина депутатов избирается на всеобщих выборах, половина назначается императором.
6. На сколько лет и каким путем формируется Палата советников (верхняя) японского парламента по Конституции 1947 г.? А) на шесть лет на всеобщих выборах, причем каждые три года переизбирается половина членов палаты; Б) на четыре года на всеобщих выборах, причем каждые два года переизбирается половина членов палаты; В) на шесть лет половина депутатов избирается на всеобщих выборах, половина назначается императором; Г) на четыре года половина депутатов избирается на всеобщих выборах, половина назначается императором.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Возникновение и развитие государства в Афинах. 2. “Законы XII таблиц” – памятник права рабовладельческого Рима. 3. Государственный строй рабовладельческого Рима. 4. “Салическая правда” – памятник права франков. 5. “Каролина” – уголовно-судебное уложение феодальной Германии. 6. Английское государство и право в феодальный период. 7. Конституция США 1787 г. 8. Английская буржуазная революция XVII в. и формирование конституционной монархии. 9. Великая французская буржуазная революция XVIII в. 10. Политический режим и государственный механизм Германии в период фашизма. 11. Государственный строй ФРГ по Конституции 1949 г. 12. Государственный строй Франции по Конституции Пятой республики (1958 г.). Тематика контрольных работ Вариант 1. Возникновение и развитие государства в Афинах 1. Общественный строй и управление гомеровской Греции. 2. Возникновение государства в Афинах, реформы Тесея, Солона и Клисфена, их роль в демократизации афинского государства. 3. Общественный и государственный строй Афин в V – IV вв. до н. э. Вариант 2. Государственный строй рабовладельческого Рима 1. Государственный строй Римской республики: центральные органы, управление провинциями, карательные органы. 2. Государственный строй Римской империи: а) органы власти и управления в период принципата; б) органы власти и управления в период домината. 3. Причины падения Западной Римской империи. Вариант 3. “Салическая правда” – памятник права франков 1. Общая характеристика “Салической правды” (издание, система, классовая сущность). 2. Гражданское право. 3. Преступления и наказания. 4. Суд и процесс. Вариант 4. Конституция США 1787 г. 1. Война за независимость в Северной Америке и образование США. 2. Государственный строй США по конституции 1787 г. 3. Билль о правах 1791 г. Вариант 5. Великая французская буржуазная революция XVIII в. 1. Историческое положение накануне революции. 2. Первый период революции (“Конституционная монархия”, 1789 – 1792 гг.). 3. Жирондистская республика (1792 – 1793 гг.) и конституционное законодательство того периода. 4. Якобинская диктатура (1793 – 1794 гг.) и ее законодательство. Вариант 6. Английская буржуазная революция XVII в. и формирование конституционной монархии 1. Причины революции. 2. Конституционный этап революции (1628 – 1642 гг.). 3. Второй этап революции – гражданская война и провозглашение республики (1642 – 1647 гг.; 1648 – 1649 гг.). 4. Третий этап революции – республика и конституционное законодательство того периода. Вариант 7. Буржуазная революция в Японии. Конституция 1889 г. 1. Революция Мэйдзи. 2. Государственный строй Японии по Конституции 1889 г. Вариант 8. Государство и право Великобритании в новейшее время 1. Государственный строй современной Великобритании. 2. Демократизация избирательного права Великобритании (Акты о народном представительстве XX в.). 3. Соотношение источников права в современной Великобритании. 4. Гражданское уголовное право современной Великобритании (Общая характеристика основных категорий). Вариант 9. Конституция ФРГ 1949 г. 1. Разработка и принятие Конституции. 2. Государственный строй ФРГ по Конституции 1949 г. 3. Объединение Германии. Совершенствование законодательства. Вариант 10. Конституция Пятой республики во Франции (1958 г.) 1. Необходимость разработки и принятия новой конституции. 2. Государственно-политическая организация во Франции по Конституции Пятой республики. 3. Общая характеристика основных отраслей права современной Франции.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1730)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |