Работа 5. Регенерация
БУ ВО «Сургутский государственный университет» Методическая разработка Лабораторного занятия № 8 для студентов I-курса. Тема занятия: «Гомеостаз». Выполнил (а) студент (ка) I курса Медицинского института _____ группы Ф.И.О._________________________ _________________________
Сургут, 2015 г. Цель занятия: Иметь представление о гомеостазе как свойстве живого, обеспечивающем самоподдержание стабильности организма. Знать основные виды гомеостаза и механизмы его поддержания. Знать основные закономерности физиологической и репаративной регенерации и стимулирующие ее факторы, значение регенерации для практической медицины. Знать биологическую сущность трансплантации и ее практическое значение.
Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Биологическая сущность гомеостаза, его виды. 2. На каких уровнях организации живого поддерживается гомеостаз? 3. В чем заключается генетический гомеостаз? Механизмы его поддержания. 4. Какова биологическая сущность иммунитета? 5. В чем заключается биологическое значение иммунитета? 6. Какое значение имеет конституциональный иммунитет? 7. Против чего направлен специфический иммунный ответ? Для каких видов организмов он характерен? Каковы его виды? 8. Каковы механизмы специфического иммунного ответа и различия гуморального и клеточного иммунитета? 9. Что такое регенерация? Виды регенерации. 10. На каких уровнях структурной организации организма проявляется регенерационный процесс? 11. Что представляет собой физиологическая регенерация (определение, примеры)? 12. Что такое репаративная регенерация, ее значение в жизнедеятельности организмов? 13. Какова способность к репаративной регенерации у представителей разных классов животных? 14. Каковы виды репаративной регенерации? 15. Каковы способы репаративной регенерации? 16. Что является материалом для регенерационного процесса? 17. Каким способом осуществляется процесс репаративной регенерации у млекопитающих и у человека? 18. Как осуществляется регуляция репаративного процесса? 19. Каковы возможности стимуляции восстановительной способности органов и тканей у человека? 20. Что такое трансплантация и каково ее значение для медицины? 21. Что такое изотрансплантация и в чем ее отличие от алло- и ксенотрансплантации? 22. Каковы проблемы и перспективы пересадки органов? 23. Какие существуют методы преодоления тканевой несовместимости? 24. В чем заключается явление тканевой толерантности? Каковы механизмы ее достижения? 25. В чем преимущества и недостатки имплантации искусственных материалов? Самостоятелтная работа студентов Работа 1.Виды гомеостаза. Изучите и перепишите табл. 1. Таблица 1
Работа 2.Генетический гомеостаз и его нарушения. Изучите и перепишите табл. 2. Таблица 2
Работа 3.Механизмы репарации на примере пострадиационного (УФ) восстановления структуры ДНК. Репарация или исправление поврежденных участков одной из цепей ДНК рассматривается как ограниченная репликация. Наиболее изучен процесс репарации при повреждении цепи ДНК ультрафиолетовым излучением (УФ). В клетках существуют несколько ферментных систем репарации, сформировавшихся в ходе эволюции (рис. 1). Поскольку все организмы развились и существуют в условиях УФ-облучения, то в клетках имеется отдельная система световой репарации, наиболее изученная в настоящее время. При повреждении молекулы ДНК УФ-лучами образуются тимидиновые димеры, т.е. «сшивки» между соседними тиминовыми нуклеотидами. Эти димеры не могут выполнять функцию матрицы, поэтому их исправляют ферменты световой репарации, имеющиеся в клетках. Эксцизионная репарация восстанавливает поврежденные участки как УФ-облучением, так и другими факторами. Это система репарации имеет несколько ферментов: репарационные эндонуклеаза и экзонуклеаза, ДНК-полимераза, ДНК-лигаза. Пострепликативная репарация является неполной, так как идет «в обход», и поврежденный участок из молекулы ДНК не удаляется. Изучите механизмы репарации на примере фотореактивации, эксцизионной репарации и пострепликативной репарации (см. рис.1).
Рис. 1. Механизмы репарации на примере пострадиационного (УФ) восстановления структуры ДНК (Hanawal Р., 1975; Witkin Е., 1976). а - фотореактивация; б - эксцизионная репарация; в - пострепликативная репарация. Работа 4. Формы защиты биологической индивидуальности организма. Изучите и перепишите табл. 3. Таблица 3
Работа 5. Регенерация. Заполните табл. 4, используя материал лекций и учебника. Таблица 4
Работа 6. Репаративная регенерация. Заполните табл. 5, используя материал лекций и учебника. Таблица 5
Работа7. Трансплантация как возможность восстановления структурного и физиологического гомеостаза. Трансплантация - замещение утраченных или поврежденных тканей и органов собственными либо взятыми из другого организма. Имплантация - трансплантация органов из искусственных материалов. Изучите и перепишите табл. 6 в рабочую тетрадь. Таблица 6
Контроль итогового уровня знаний: Тестовые задания: 1. Выберите один правильный ответ. НА ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОМ УРОВНЕ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ГОМЕОСТАЗ: 1. Структурный. 2. Физиологический. 3. Генетический. 4. Биохимический. 2. Выберите один правильный ответ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГЕНЕРАЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ: 1. Формирование утраченного органа. 2. Самообновление на тканевом уровне. 3. Восстановление тканей в ответ на повреждение. 4. Восстановление части утраченного органа. 3. Выберите один правильный ответ, РЕГЕНЕРАЦИЯ ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ДОЛИ ПЕЧЕНИ У ЧЕЛОВЕКА ИДЕТ ПУТЕМ: 1. Компенсаторной гипертрофии. 2. Эпиморфоза. 3. Морфолаксиса. 4. Регенерационной гипертрофии. 4. Выберите один правильный ответ. ПЕРЕСАДКА ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ ОТ ДОНОРА К РЕЦИПИЕНТУ ЭТОГО ЖЕ ВИДА: 1. Ауто- и изотрансплантация. 2. Алло- и гомотрансплантация. 3. Ксено- и гетеротрансплантация. 4. Имплантация и ксенотрансплантация. 5. Выберите несколько правильных ответов. К НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ ИММУННОЙ ЗАЩИТЫ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ ОТНОСЯТСЯ: 1. Барьерные функции эпителия кожи и слизистых оболочек. 2. Лизоцим. 3. Антитела. 4. Бактерицидные свойства желудочного и кишечного сока. 6. Выберите несколько правильных ответов. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ ОБУСЛОВЛЕН: 1. Фагоцитозом. 2. Отсутствием взаимодействия между клеточными рецепторами и антигеном. 3. Антителообразованием. 4. Ферментами, разрушающими чужеродный агент. 7. Выберите несколько правильных ответов. ПОДДЕРЖАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ГОМЕОСТАЗА НА МОЛЕКУЛЯРНОМ УРОВНЕ ОБУСЛОВЛЕНО: 1. Иммунитетом. 2. Репликацией ДНК. 3. Репарацией ДНК. 4. Митозом. 8. Выберите несколько правильных ответов. ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИОННОЙ ГИПЕРТРОФИИ ХАРАКТЕРНО: 1. Восстановление первоначальной массы поврежденного органа. 2. Восстановление формы поврежденного органа. 3. Увеличение количества и размеров клеток. 4. Образование рубца на месте травмы. 9. Выберите несколько правильных ответов. У ЧЕЛОВЕКА ОРГАНАМИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ: 1. Печень. 2. Лимфатические узлы. 3. Пейеровы бляшки. 4. Костный мозг. 5. Сумка Фабрициуса. 10. Установите соответствие. ТИПЫ И СПОСОБЫ РЕГЕНЕРАЦИИ: 1. Эпиморфоз. 2. Гетероморфоз. 3. Гомоморфоз. 4. Эндоморфоз. 5. Вставочный рост. 6. Морфолаксис. 7. Соматический эмбриогенез.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ: а) атипичная регенерация; б) отрастание от раневой поверхности; в) компенсаторная гипертрофия; г) регенерация организма из отдельных клеток; д) регенерацио иная гипертрофия; е) типичная регенерация; ж) перестройка оставшейся части органа; з) регенерация сквозных дефектов.
Термины (в словарь): Гомеостаз, изотрансплантация, имплантация, иммунитет, регенерация (физиологическая, репаративная), трансплантат, трансплантация. Основная литература 1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 77-84, 372-383. 2. Слюсарев А.А., Жукова СВ. Биология. - Киев: Высшая школа, 1987. - С. 178-211.
Дополнительная литература 1.Иммунология / Под ред. У. Пола. - В 3-х т. - Т. 1. - М.: Мир, 1987. 2. Новое в учении о регенерации / Под ред. Л.Д. Лиознера. - М.: Медицина, 1997.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1699)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |