Тема 22. Производство по делам в отношении несовершеннолетних
Понятие и основания выделения производства по отдельным категориям уголовных дел. Производство по делам в отношении несовершеннолетних как одно из проявлений дифференциации процессуальной формы. Основания применения уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство по делам несовершеннолетних. Особенности производства по делам несовершеннолетних, относящиеся к общей части уголовного процесса. Предмет доказывания по делам несовершеннолетних. Обязательное участие защитника. Участие в деле законных представителей. Применения мер пресечения к несовершеннолетним. Вызов несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого. Досудебное производство по делам несовершеннолетних. Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. Производство следственных действий. Окончание предварительного следствия. Непредъявление несовершеннолетнему обвиняемому части материалов дела. Прекращение уголовного преследования несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Судебное производство по делам несовершеннолетних. Закрытое судебное разбирательство. Участие в заседании законных представителей. Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания. Обсуждение дополнительных вопросов судом при постановлении приговора. Основания и порядок применения судом к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания несовершеннолетнего осужденного с направлением в специализированное учреждение для несовершеннолетних. Семинарское занятие. 1. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних как проявление дифференциации процессуальной формы. 2.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 3.Особенности предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 4. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего. Самостоятельная работа. Судебное производство по делам несовершеннолетних. Закрытое судебное разбирательство. Участие в заседании законных представителей. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7– ФКЗ) // РГ от 21.01.2009. №7. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.11.2001 г. № 174-ФЗ (со всеми последующими изменениями)
Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2012. 2. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 . 3. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. 4. Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995.
Дополнительная литература: 1. Судебная практика к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Сост. В.П.Божьев, Р.Д. Лисицин; Под общ. Ред. В.М. Лебедева; Науч. Ред. В.П. Божьев. – Спарк, 2005. – 1374 с. 2. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 . 3. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: практ. пособие / под ред. В.П. Верина – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 589с. 4. Уголовный процесс: учебник 3-е изд./ отв.ред. Гриненко В., 2012. 5. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 . 6. Уголовный процесс. Учебник для вузов. Баранов А.М., Булатов Б.Б. 3-е изд. пер. и доп., М.: Издательство Юрайт, 2012. 7. Уголовный процесс: учебник для бакалавра. Божевьев В.П., М.: Издательство Юрайт,2012. Методические указания Учебные вопросы 1. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних как проявление дифференциации процессуальной формы. 2. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 3. Особенности предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 4. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего.
Современное российское уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права, сформулированным в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., и иных международных актах, а также Конституции РФ и других национальных законов. Международные правила и стандарты призваны содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Особые процессуальные механизмы и процедуры обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводства учитывают следующие обстоятельства: 1. «верхним» возрастом несовершеннолетия признан возраст 18 лет; 2. в уголовном законодательстве России несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч.1 ст.87 УК РФ); 3. по общему правилу уголовной ответственности может подлежать лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста; 4. лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности только за умышленные преступления, перечень которых установлен в законе (ч.2 ст.20 УК РФ); 5. не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста, с которого наступает уголовная ответственность, если он вследствие отставания в психическом развитии в момент совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими (ч.3 ст.20 УК РФ); 6. охрану прав и законных интересов недееспособных или частично недееспособных несовершеннолетних в уголовном процессе осуществляют наряду с защитниками их законные представители; 7. несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут самостоятельную ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ст.1074 ГК РФ) и лишь в некоторых случаях из этого правила сделаны исключения (ст.21, 27 ГК РФ, ст.13 СК РФ) и др. Обстоятельства, подлежащие установлению: наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливаются: 1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения (источниками сведений об этих данных является свидетельство о рождении либо общегражданский паспорт. При отсутствии официального документа, а также в случае сомнений относительно его подлинности, обязательно назначается судебно-медицинская экспертиза. В этом случае возраст надлежит считать последним днем того года, который назван экспертами). 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности (это необходимо для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с отношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений и об ответственности родителей или воспитателей); 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 УПК РФ. Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения. Порядок допроса: 1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. 2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. 3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. 4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. 5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе. Данный порядок распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний обвиняемый совершил это преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, то следователь и дознаватель вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется прокурором в суд. Суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия. Прекращение уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают. По ходатайству стороны, а также по собственной инициативе суд вправе принять решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы общие особенности производства по делам несовершеннолетних? 2. Каков предмет доказывания по делам несовершеннолетних? 3. Участие защитника и законного представителя? 4. Каковы особенности судебного разбирательства и когда суд вправе освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности, а когда - от наказания?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |