Перечень вопросов к экзамену экологии растений (2 курс ЛА)
1. Экология как наука. Предмет, задачи и методы экологии растений. Основные разделы экологии растений. Аут- и синэкология. Связь экологии с естественными и социальными науками. 2. История экологии, основные этапы ее развития. 3. Среда обитания растений и экологические факторы как её элементы. Понятие об экологических факторах. Классификация экологических факторов. Принцип экологического соответствия. 4. Экологическая ниша. Толерантность видов. Зоны оптимума и пессимума. Теорема Гаузе (принцип конкурентного исключения). 5. Правило Либиха и закон Шелфорда. 6. Закон совокупного (совместного) действия факторов. Взаимодействие и компенсация факторов. 7. Экологическая валентность видов. Экологические шкалы. 8. Свет как экологический фактор. Значение света в жизни растений и их распределения в сообществе. Спектральный состав света, понятие о ФАР. 9. Экологические группы растений по отношению к свету и их анатомо-морфологические особенности 10. Фотопериодизм, его экологическое значение и практическое применение. 11. Управление фактором освещенности. Искусственное освещение. 12. Тепло как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к теплу. Связь фактора и зональности растительного покрова. 13. Влияние на растения низких температур. Адаптивные черты холодостойких и морозостойких растений. 14. Влияние на растения высоких температур. Тепловые повреждения. Приспособления мегатермов против перегрева. 15. Вода как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к увлажнению. 16. Вода как среда жизни. Адаптации гидробионтов к водному образу жизни. Зональность водной среды. Экологические группы водных организмов. Экологические особенности растений водных и околоводных местообитаний региона. 17. Гигрофиты: типичные местообитания, жизненные формы, анатомо-морфологические и биологические особенности. 18. Мезофиты: типичные местообитания, жизненные формы, анатомо-морфологические и биологические особенности. 19. Ксерофиты: типичные местообитания, жизненные формы, анатомо-морфологические и биологические особенности. 20. Понятие о криофитах и психрофитах, причины ксероморфизма в строении этих растений. 21. Использование шкал Л.Раменского для экологической оценки увлаженности местообитаний и подбора ассортимента растений для зеленого строительства. 22. Орографические экологические факторы. Влияние мезо- и микрорельефа на распределение растений в ландшафтах Нижней Волги. 23. Почва как среда жизни. Свойства почвы как экологического фактора. Значение почвы для растений. 24. Эдафические факторы: экологическое значение механических свойств субстрата. Экологические группы растений по отношению к фактору. 25. Эдафические факторы: экологическое значение кислотности почвы. Экологические группы растений по отношению к фактору. 26. Эдафические факторы: эдафические группы растений по отношению к богатству и засолению почв. Экологическая оценка местообитания (богатство/засоление) и подбор видов для зеленого строительства. 27. Воздух как экологический фактор. Газочувствительность и газоустойчивость растений. Атмосферное электричество и его экологическое значение. Пожары и их роль в ландшафтах. 28. Жизненные формы растений как проявление комплекса адаптаций к факторам внешней среды. 29. Фитогенные биотические факторы. Учет фактора в зеленом строительстве. 30. Зоогенные биотические факторы. Учет и использование фактора в зеленом строительстве. 31. Биологическое загрязнение.Чужеродные, интродуцированняе, адвентивные, инвазивные виды. 32. Карантинные виды и их особенности. Фитосанитарная служба, её задачи. 33. Основные типы антропогенных воздействий. Загрязнение и его последствия для растительного покрова. Загрязнение атмосферы и климат. Растительный покров и изменение климата. 34. Антропогенные воздействия на элементы ландшафта. Воздействия на мезорельеф, гидрорежим, почвы (на примере Нижней Волги) и реакция растений. 35. Антропогенное изъятие ресурсных видов растений и его последствия для природных сообществ. 36. Красные книги и их использование для сохранения и восстановления биоразнообразия. Красные книги разных уровней (международные, федеральная и региональные). Ведение Красной книги. Использование Красной книги при организации планирования и управления ландшафтами. 37. Понятие об ареале. Ареал как отражение экологических особенностей вида. Способы картирования ареала. Структура ареала вида. Встречаемость вида в пределах ареала. Использование карт ареалов разных типов в ландшафтном строительстве и природопользовании. [Примеры растений местной флоры (охраняемые виды, деревья и кустарники), у которых на территории Волгоградской области находятся разные зоны ареала] 38. Формирование ареала в процессе становления вида. Понятие о первичном ареале и его развитие. Способы расселения растений как факторы расширения ареалов. Экологическая обусловленность ареала. Границы ареалов и их динамика. 39. Понятие об эндемах. Палеоэндемики и неоэндемики. Эндемичые виды региона. Проблемы сохранения и использования. 40. Дизъюнктивные ареал. Межконтинентальные и внутриконтинентальные дизъюнкции. Их происхождение. Понятие о реликтах. Реликты на территории Волгоградской области. 41. Понятие о флоре как исторически сложившейся совокупности видов территории. Отличие понятий флора и растительность. Структура флоры. Исторические типы флор: реликтовые, аллохтонные, автохтонные. Характерные признаки и примеры. 42. Принципы флористического районирования земли. Система единиц районирования (фитохорий) и принципы их выделения. Флористические царства. 43. Голарктическое флористическое царство. Различия между Старым и Новым Светом. Подразделение Голарктики на флористические области. Эндемичные и характерные семейства и роды. 44. Палео- и неотропические флористические царства. Эндемичные и характерные семейства, роды. 45. Капское и австралийское флористические царства. Эндемичные и характерные семейства и роды. Причина исключительного богатства и своеобразия флоры.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |