Термин
| Дефиниция
| № источника
|
1.Адаптация
| Процесс приспособления строения и функций организма к изменяющимся условиям среды
| Ист. 2
|
2.Адаптация социальная
| Взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды, социальной группы согласуются с самооценками, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников
| Ист. 5
|
3.Ведущая деятельность
| Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном этапе развития его личности
| Ист. 3
|
4.Воспитание
| В шир. смысле: система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека
В узк. смысле: целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения
| Ист. 5
|
5.Гимнастика утренняя
| Гимнастика, которая проводится в утреннее время до проведения занятий с детьми, режимный момент организации жизнедеятельности детей в группе детского сада
| Ист. 2
|
6.Закономерности роста и развития
| Постоянно действующие процессы, которые характеризуют рост и развитие человека. К ним относятся: гетерохрония, индивидуальность развития, необратимость, постепенность, цикличность, эндогенность
| Ист. 5
|
7.Игра
| Деятельность, в которой ребенок воспроизводит действия взрослых и отношения между ними
| Ист. 1
|
8.Изобразительная деятельность
| Вид художественной деятельности, который предполагает практическую деятельность детей, направленную на воплощение замысла, на передачу впечатлений от окружающей действительности в художественных образах с помощью средств выразительности и специальных материалов
|
|
9. Культура поведения
| Совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре
| Ист. 3
|
10.Культурно-гигиенические навыки
| Действия, связанные с соблюдением чистоты и порядка
| Ист. 2
|
11.Медико-педагогический контроль в ДОУ
| Фактор управления здоровьесберегающей средой в ДОУ. С помощью М.-п. к. осуществляется анализ влияния на состояние здоровья детей всех мероприятий ДОУ с целью создания оптимальных условий для их пребывания и развития
| Ист. 2
|
12.Моторика
| Двигательная активность человека, объединяющая комплекс психофизиологических функций организма, реализуемая двигательным аппаратом организма
| Ист. 5
|
13.Обучение
| Особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержание образования
| Ист. 5
|
14.Ориентировочная деятельность
| Совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения
| Ист. 3
|
15.Педагогика раннего детства
| Область дошкольной педагогики, в которой рассматриваются вопросы обучения, воспитания и развития детей от рождения до трех лет
| Ист. 5
|
16.План годовой ДОУ
| Управленческое решение, в котором заложена модель, заранее намечена система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих развитие ДОУ
| Ист. 2
|
17.План календарный
| Вид плана, который предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день (неделю)
| Ист. 2
|
18.План перспективно-клендарный
| Вид плана, в котором часть работы планируется на месяц (режимные моменты, занятия, развлечения, игры, труд и др.), а конкретное содержание на каждый день (индивидуальная работа, утренний, вечерний отрезки времени и др.)
| Ист. 2
|
19.План перспективный
| Вид плана, который составляется на длительный период (год, квартал, месяц) и учитывает взаимосвязь различных разделов работы с детьми
| Ист. 2
|
20.Планирование в ДОУ
| Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы
| Ист. 1
|
21Предметная деятельность
| Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которого происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов
| Ист. 2
|
22.Развитие
| 1.Закономерные качественные и количественные изменения материальных и идеальных объектов, характеризующиеся как необратимые и направленные.
2.Процесс и результат качественных и количественных изменений в психике человека, которые характеризуют ее переход от низших к высшим уровням; цель и результат воспитания
| Ист. 2
|
23.Развитие психическое
| Становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребенка
| Ист. 3
|
24.Развитие физическое
| Процесс морфофункциональных преобразований организма ребенка по мере его роста и развития, проявляющееся в изменении размеров и пропорций тела
| Ист. 3
|
25.Ранний возраст
| Период жизни ребенка от одного года до трех лет, который характеризуется быстрым темпом физического и психического развития, обусловлен интенсивным созреванием ряда органов и систем, в особенности нервной системы, совершенствованием их функций в результате созревания и взаимодействия организма с окружающей средой при определенном влиянии условий жизни и воспитания
| Ист. 2
|
26.Режим дня
| Распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования
| Ист. 4
|
27.Режим питания
| Кратность приемов пищи, распределение калорийности суточного рациона
| Ист. 2
|
28.Речевая деятельность
| 1.Речь как процесс; включает мотивационно-потребностный, ориентировочный , операциональный, контрольный этапы
2.Речь индивида; социологический продукт речевой деятельности, сложившийся из индивидуального говорения и потребности людей в общении, т.е. осознанного речевого акта в условиях конкретной деятельности
| Ист. 2
|
29.Самообслуживание
| Система знаний, умений, навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим нормам
| Ист. 2
|
30.Сензитивность
| Характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышении чувствительности к происходящим с ним событиям
| Ист. 2
|
31.Сенсорное воспитание
| Специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений ,восприятия и представлений о внешних свойствах предметов
| Ист. 2
|
32.сенсорные эталоны
| Исторически сложившиеся представления о свойствах, качествах и признаках объектов; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов
| Ист. 2
|
1.Дошкольная педагогика. Учебное пособие. В 2 ч.Ч. 2/ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение.1988.
2.Дошкольное образование. Словарь терминов/Сост. Виноградова Н.А. и др.-
М:Айрис-пресс,2005.
3.Педагогический энциклопедический словарь/ред. О.Д. Грекулова.-М.: Большая Российская энциклопедия,2003.
4.Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ред. К.Л. Печора и др..-М.:просвещение,1986.
5.Полонский В.И. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский.-М.:Высш. шк.,2004