Методические указания к выполнению контрольных заданий
Шаламова Н.Г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ По дисциплине «Стратегический менеджмент» Контрольные задания и методические указания к их выполнению Цели, задачи и содержание контрольных заданий Целью выполнения контрольных заданий является: закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплины «Стратегического менеджмента»; приобретение навыков самостоятельного решения практических задач в области стратегического управления организацией. В ходе выполнения контрольного задания перед студентами ставятся следующие задачи: уяснение специфических особенностей стратегического управления, приобретение навыков стратегического мышления; овладение методикой анализа внешней и внутренней среды организации; ознакомление с методами и моделями разработки стратегических управленческих решений; приобретение практических навыков выработки стратегических решений на примере конкретных хозяйственных ситуаций. Контрольные задания оформляются в виде пояснительной записки объемом 15-30 страниц рукописного текста. Защита контрольных заданий осуществляется в форме собеседования с преподавателем. В первом контрольном задании студенты должны сформулировать миссию и стратегические цели организации; во втором - осуществить SWOT-анализ, на базе которого определить возможные стратегии развития организации; в третьем - провести портфельный анализ деятельности организации и разработать стратегии для различных стратегических хозяйственных подразделений (СХП). Контрольные задания выполняются на примере конкретных организаций, в которых студенты работают или с деятельностью которых они хорошо знакомы. Контрольное задание 3 может выполняться на условных данных, представленных в приложении 1, если необходимая для его выполнения информация не может быть получена для исследуемой организации. Номер варианта для выполнения контрольного задания 3 выбирается по последней цифре студенческого билета.
Определение номера варианта для контрольного задания 3
Исходные данные для выполнения контрольного задания 3 для каждого варианта представлены в трех таблицах приложения 1. В таблице 1 содержатся сведения об объемах продаж СХП организации и ведущего конкурента, размерах и темпах роста рынков. В таблице 2 приведены полученные экспертным путем веса и балльные оценки характеристик привлекательности рынка для каждого СХП организации. В таблице 3 представлены полученные экспертным путем веса и балльные оценки характеристик конкурентной позиции для различных СХП организации. Методические указания к выполнению контрольных заданий Контрольное задание 1. Определение миссии и стратегических целей организации При выполнении контрольного задания студенты должны: 1) дать краткую характеристику исследуемой организации (характер деятельности, размеры организации, организационная структура управления и др.), 2) сформулировать миссию и построить дерево стратегических целей организации. Выбор миссии и целей является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе стратегических альтернатив развития. Миссия (или главная цель организации) - понятие, раскрывающее смысл существования организации и определяющее в общем сферу ее деятельности. В миссии, как правило, находят отражение: целевые ориентиры организации (круг удовлетворяемых потребностей); сфера деятельности организации (основные продукты и услуги, рынки); возможные способы осуществления деятельности (основные технологии, используемые ноу-хау и др.); культура организации (ценности и принципы деятельности); внешний образ организации, ее имидж. Определяя миссию организации, студенты должны иметь в виду следующее: 1. Организация является открытой системой, успех деятельности которой определяется прежде всего степенью ее адаптации к условиям внешней среды. Следовательно, миссию организация должна находить во внешнем окружении. Прибыль не должна провозглашаться главной целью организации, так как она является внутренней проблемой организации, хотя и очень важной; 2. Миссия крупных, диверсифицированных организаций формируется более широко, чем миссия малых, узкоспециализированных организаций; 3. Миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и удобной для восприятия форме, чтобы быть понятной всем субъектам, взаимодействующим с организацией (собственникам, сотрудникам организации, покупателям, деловым партнерам и обществу в целом); 4. Формулировка миссии должна исключать возможность разнотолкования и в то же время оставлять простор для развития организации; 5. Миссия должна отличать организацию от ей подобной. Студентам для формулирования миссии в узком смысле предлагается использовать трехмерную модель Абеля. Цели организации формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитие. Они выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Правильно сформулированные цели должны отвечать следующим требованиям: они должны быть конкретными и измеримыми, реальными (достижимыми), взаимоподдерживающими и хорошо мотивированными. В соответствии с принципами управления стратегические цели должны быть установлены не только для организации в целом, но и для стратегических хозяйственных подразделений, наиболее значимых функциональных зон организации, основных видов продукции (услуг) и др. Иерархия целей в организации играет важную роль, устанавливая связность организации и обеспечивая ориентацию всех подразделений организации на достижение общей цели. Студентам предлагается представить иерархию целей организации в виде «дерева целей» (древовидного графа). При построении «дерева целей» следует руководствоваться следующими правилами: расчленение цели на подцели на каждом уровне иерархии ведется только по одному признаку декомпозиции; каждая выделяемая подцель должна относится к организационно-обособленному субъекту деятельности (подразделению, отделу и др.); на каждом последующем уровне «дерева целей» совокупность целей должна быть необходима и достаточна для описания цели предыдущего уровня; подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга и невыводимыми друг из друга. Количество выделяемых уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой структуры организации, от иерархичности построения ее менеджмента. Контрольное задание 2. SWOT-анализ организации SWOT-анализ (Strength, Weaknesses, Opportunities, Threats - сила, слабость, возможность, угроза) - широко применяемый метод стратегического анализа, позволяющий провести совместное изучение внешней и внутренней среды организации, установить связи между сильными и слабыми сторонами организации и внешними возможностями и угрозами. Результаты SWOT-анализа используются при разработке стратегий организации. Выполняя это контрольное задание, студенты должны: 1) провести анализ внешней среды организации и составить список внешних возможностей и угроз для организации. 2) провести анализ внутренней среды организации и составить список сильных и слабых сторон организации. 3) установить связи между сильными и слабыми сторонами организации и внешними возможностями и угрозами. 4) предложить возможные варианты стратегий развития организации на базе проведенного SWOT-анализа. В процессе анализа внешней среды можно выделить три основных этапа работ. На первом этапе студенты должны рассмотреть факторы макросреды экономические, политические, технологические, социальные и международные факторы и выделить среди них наиболее значимые факторы исходя из размеров, характера деятельности, поставленных целей и других специфических особенностей рассматриваемой организации. Поскольку число возможных факторов косвенного воздействия достаточно велико, для упрощения анализа часто ограничиваются рассмотрением четырех основных групп факторов, исследование которых получило название PEST-анализа: политико-правовые, экономические, социокультурные, технологические факторы. PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Технология проведения PEST – анализа заключается в следующем – опрашиваются эксперты в соответствующих областях на предмет того, какие они ожидают изменения, которые могут повлиять на рассматриваемую отрасль или организацию. Студентам предлагается выполнить PEST – анализ в качестве экспертов, опираясь на информацию о состоянии и тенденциях развития факторов, полученную из различных источников. Результаты экспертизы рекомендуется представить в следующем виде: Результаты анализа факторов макросреды
На втором этапе необходимо провести анализ конкуренции в отрасли с использованием модели М. Портера «Пять сил конкуренции». Для получения количественной оценки предлагается использовать алгоритм, приведенный в приложении 2. На третьем этапе студенты должны определить направление и силу воздействия факторов на организацию. Для оценки влияния факторов на будущее организации можно использовать матрицу «вероятность усиления фактора - воздействие фактора», представленную на рисунке 1.
Высокое значение факторов Среднее значение факторов Низкое значение факторов
Рисунок 1 - Матрица «вероятность/ воздействие»
Рекомендуется построить две матрицы «вероятность/ воздействие» : одну - для позиционирования возможностей внешней среды (факторов, оказывающих положительное влияние на организацию), другую - для позиционирования угроз (внешних факторов, оказывающих негативное воздействие на организацию). Такие матрицы позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое. Для получения более дифференцированной оценки значимости факторов применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представляются в виде таблицы 1. Таблица 1 - Определение взвешенной оценки степени влияния факторов среды на организацию
В первую колонку таблицы вписываются отдельные факторы среды; во вторую - вес фактора (относительная важность), определяемый экспертным путем, при этом сумма весов всех факторов должна быть равна 1; в третью - оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой (например, от -10 до +10). Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его балльную оценку, полученная величина записывается в четвертую колонку таблицы. Как правило, такие таблицы составляются для каждой группы факторов внешней среды (экономические, политические и т.д.), при этом подсчитывается суммарная взвешенная оценка воздействия группы факторов на организацию (итоговая строка таблицы). По результатам анализа внешней среды студенты должны составить список внешних возможностей и угроз, ранжированных по убыванию степени их воздействия на организацию (табл.2). Таблица 2 - Внешние возможности и угрозы
Анализ внутренней среды организации заключается в обследовании основных функциональных зон организации с целью выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. Схема проведения анализа внутренней среды аналогична описанной ранее схеме анализа внешней среды и включает выявление наиболее значимых факторов внутренней среды, характеристику их состояния и тенденций развития, оценку направления и степени влияния факторов на организацию. Полученные результаты анализа внутренней среды организации студенты должны представить в виде списка сильных и слабых сторон организации, упорядоченных по убыванию степени их значимости (см. табл.3). Таблица 3 - Сильные и слабые стороны организации
Списки слабых и сильных сторон организации, а также внешних возможностей и угроз используются для построения матрицы SWOT (рис2.).
Рисунок 2 - Матрица SWOT Матрица SWOT позволяет проследить возможные сочетания характеристик внешней среды (возможности и угрозы), которые записываются в верхней части матрицы, с сильными и слабыми сторонами организации, которые записываются с левой стороны матрицы. В результате образуются 4 поля (см. рис.2). Студенты должны внимательно проанализировать все возможные комбинации характеристик внешней и внутренней среды и вписать в каждое поле матрицы варианты рекомендуемых стратегий развития организации: в поле 1 - стратегии, использующие сильные стороны организации для реализации возможностей, появившихся на рынке; в поле 2 - стратегии, использующие сильные стороны организации для устранения угроз внешней среды; в поле 3 - стратегии, минимизирующие слабые стороны организации, используя внешние возможности; в поле 4 - стратегии, минимизирующие слабости организации и внешние угрозы. На основании проведенного стратегического анализа необходимо выбрать рекомендуемую стратегию для организации и разработать для нее функциональные стратегии. Для выбора стратегии провести сравнительный анализ стратегических альтернатив по критериям: - соответствие поставленным целям (какие из поставленных целей могут быть достигнуты и в какой степени); - соответствие внешним условиям (соблюдаются ли внешние предпосылки выбора стратегии, какие возможности использует, какие угрозы преодолевает); - соответствие внутренним условиям (соблюдаются ли внутренние предпосылки выбора стратегии, какие сильные стороны использует, от каких слабые сторон избавляет, либо снижает их негативное влияние); - степень достижения конкурентных преимуществ (какие существующие конкурентные преимущества организации развивает, какие новые создает); - требуемые финансовые затраты и ожидаемые результаты (критерий выгоды/затраты); - уровень рисков (какие риски могут возникнуть при реализации стратегии и возможные их последствия). Контрольное задание 3. Портфельный анализ деятельности организации При использовании портфельного метода анализа организация рассматривается как совокупность стратегических хозяйственных подразделений, т.е. как портфель СХП. Задача портфельного анализа состоит в оценке фактического состояния портфеля организации и разработке дифференцированных стратегий для различных СХП исходя из общей цели развития организации. Инструментом портфельного анализа являются матрицы - двухмерные модели, сравнивающие стратегическое положение каждого СХП организации. В ходе выполнения этой части контрольного задания студенты должны: 1) построить матрицу БКГ («рост/ доля») и матрицу Мак-Кинси («привлекательность рынка/ позиция в конкуренции»); 2) оценить фактическое состояние портфеля хозяйственной деятельности организации на основе анализа положения отдельных СХП в построенных матрицах и соотношения различных СХП в портфеле; 3) классифицировать СХП по принципу приоритетов инвестирования и разработать рекомендуемые стратегии для каждого СХП с целью улучшения общего положения организации; 4) сделать выводы о стратегической привлекательности портфеля в целом. Для построения матрицы БКГ по горизонтальной оси откладывается относительная доля рынка, по вертикальной - темп роста рынка. Горизонтальная ось разделяется на две зоны: зону высокой относительной рыночной доли (>1) и зону низкой относительной рыночной доли (< 1). Вертикальная ось также разделяется на две зоны: зону высокого темпа роста рынка (>105%) и зону низкого темпа роста (<105%). Таким образом, полученная матрица состоит из четырех квадрантов (см. рис.3).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |