Основы рейтингового контролирования эффективности учебного процесса в вузе
Недостаточность информации о личных особенностях учебной деятельности конкретного обучающегося на протяжении всего периода изучения им учебной дисциплины, как правило, содержащейся в одиночных оценках, выставляемых при устном или письменном опросе, выполнении контрольной работы и т.д., приводит к необходимости оценивать его по среднему баллу. Однако ориентация на средний уровень обучающихся оказывает отрицательное влияние не только на формирование качества знаний, но и лишает способных студентов возможности максимально раскрыть свой индивидуальный потенциал. В современной дидактике решение этой проблемы связывается прежде всего с разработкой различных рейтинговых способов оценивания, особенностью которых является определение ранга (места) обучающегося, которое он занимает при изучении дисциплины в учебйой группе, учебном потоке и т.д. Переход к рейтинговым оценкам позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности обучающегося, а с другой - увеличить состязательность учения, объективизировать оценки, учитывая не только одноразовые результаты контроля, но и особенности работы в течение семестра. Именно установление рейтинга студента способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении учебной программы и в конечном счете улучшению его профессиональной подготовки. Каждый вид учебной деятельности имеет свою «стоимость», «цену» (весовой коэффициент). Поэтому назначение рейтинга в качестве оценки зависит от весового коэффициента вида занятия и от уровня сложности заданий, выполняемых обучающимися. Таким образом, «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученное™ по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения этого задания. Следует подчеркнуть, что в ходе разработки рейтинговой системы контроля преподаватель вправе самостоятельно расставить акценты в выборе баллов по видам занятий. К основным преимуществам рейтингового контроля следует отнести: ♦ во-первых, возможность управления познавательной деятельностью ♦ во-вторых, использование преподавателем шкалы с унифицирован- ♦ в-третьих, широкое информирование всех участников учебного ♦ в-четвертых, возможность при оценке успеваемости обучающегося ♦ в-пятых, использование метода педагогического тестирования в ус- ♦ в-шестых, наличие серьезной математической поддержки всей рейтинговой системы дает возможность полностью автоматизировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных результатов контроля в презентабельной форме. Педагогическая практика применения в российских вузах рейтинговых систем контроля свидетельствует о тенденциях, наметившихся при этом: повышается ритмичность и системность в работе обучающихся; индивидуализация обучения приобретает конкретные формы и содержание; уровень учебной самоорганизации при подготовке к занятиям характеризуется развитием инициативы и творчества обучающихся; количество традиционных «задолжников» по различным формам контроля уменьшается и т.п. На конкретном примере обоснуем специфику организации рейтингового контроля обучающихся в вузе. (4.1) где Rti – баллы, набранные в результате текущего контроля; Rpi – баллы, набранные в результате рубежного контроля; Rui – баллы, набранные в результате итогового контроля. При учете нормирующих весовых коэффициентов, учитывающих ценность каждого вида контроля и приводящих полученные результаты к 100-балльной шкале, выражение для расчета рейтинга обучающегося можно представить в виде: (4.2) где kt, kp, ku – нормирующие весовые коэффициенты. Рейтинговая система, разработанная только на принципе оценки накопления знаний, на практике оказывается не очень динамичной и слабо стимулирует познавательную деятельность обучающихся. Для устранения этого недостатка при расчете рейтинга может быть использована следующая формула: R = Rн + Rст - Rш (4.3) где Rн – рейтинг, учитывающий уровень накопления знаний; где Rст – рейтинг, учитывающий стабильность работы обучающихся; где Rш – штрафной рейтинг, учитывающий несвоевременную отчетность и задолжность по результатам контроля. Исходя из посылки, что обучающийся при изучении учебной дисциплины способен заработать максимально 100 баллов, его рейтинг можно представить в следующем виде: Итоговый рейтинг формируется из условия максимального значения при идеальной работе (активная текущая работа с оценкой «отлично», регулярность отчета по рубежным видам контроля с оценкой «отлично») в 100 баллов. Следовательно, где Ал/ - нормированный постоянный коэффициент, учитывающий важность и сложность конкретного вида контроля; кпд- нормирующий коэффициент, учитывающий количество различных видов контроля, разработанных и утвержденных для учебной дисциплины.
Если наибольшую значимость из всех видов контроля имеет итоговый экзамен, то кпэ = 1. Наименьшую значимость, естественно, имеет текущий контроль, значение которого можно определить как кпт = 0,05. Значения коэффициентов других видов контроля, применяемых в качестве рубежного, лежат соответственно в пределах от 0,05 до 1 и пропорционально соответствуют объему каждого учебного модуля дисциплины. Так, например, коэффициент зачета может составлять кпз = 0,5; коэффициент индивидуального контрольного собеседования кпикс = 0,3. Для вывода итоговой оценки в соответствии с принятой в вузах 4-балльной системой оценивания при рейтинговой системе контроля может быть использована следующая методика формирования шкалы перевода. Максимальное значение относительного рейтинга можно получить, имея только отличные оценки и вырабатывая все заложенное количество контрольных мероприятий, при этом Rod5 =100. Вопросы и задания 1. Что следует понимать под эффективностью применения преподавателем профессионально-ориентированной технологии обучения? 2 Раскройте сущность таких дидактических понятий, как контроль, проверка, оценивание, оценка и отметка. 3. Обоснуйте основные функции и принципы педагогического контроля, а также требования, предъявляемые к нему современной дидактикой. 4. Составьте классификацию основных методов и видов контроля. 5. Какие формы контроля применяются в высшей школе и чем это 6. Раскройте сущность таких критериев оценки, как объем, системность, 7. В чем заключается сущность педагогического тестирования? Дайте 8. Какими основными критериями оценивается качество педагогических тестов? 9. В чем заключается разница между нормативно-ориентированным и 10. Какие вы знаете формы тестовых заданий? Охарактеризуйте их. 11. Обоснуйте основные достоинства и недостатки применения педагогических тестов в высшей школе. 12. Выделите и обоснуйте основные преимущества рейтингового контроля в вузе. Использование описанного подхода к организации рейтинговой системы контроля позволяет получить более чувствительный интегральный показатель успешности обучения студентов и одновременно решить одну из наиболее значимых задач, возлагаемых на рейтинговую систему, - повысить мотивацию обучающихся к изучению материала.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1997)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |