Методология научного познания»
Познание как предмет рассмотрения в философии» 1.Докладна 10-12 минут «Предмет теории познания» Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности. Понятия «гносеология» и «эпистемология». Предмет гносеологии и ее основные проблемы. Гносеология: классическая и неклассическая, их особенности. 2.Докладна 10-12 минут «Структура познавательного процесса» Субъект и объект познания. Чувственная и рациональная ступени познания. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие абстрактного мышления. Понятие умозрения. Единство чувственного и рационального познания. 3.Докладна 10-15 минут «Истина и заблуждение» Понятие истины в философии и науке. Истина как цель познания. Классическая концепция истины. Объективность, конкретность истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина как процесс. Истина и заблуждение. Критерии истины. Практика – основа, цель познания и критерий истины. 4.Доклад на 10-12 минут«Понимание и объяснение в познании» Место понимания в структуре познания и его предмет. Три смысла понимания: как осмысление, как интерпретация, как смыслопорождение. Понимание, самопонимание и взаимопонимание. Объяснение, описание, понимание, предсказание, их взаимосвязь. 5.Докладна 10-12 минут «Знание и вера в познавательной деятельности» Знание как необходимый компонент всех видов человеческой деятельности. Проблема классификации видов знания. Знание и мнение, вера и убеждения. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности Литература: 1. Основы философии:/ Учебник для студентов-бакалавров нефилософских специальностей/ Отв. редакторы Бакулов В.Д., Кириллов А.А. – Ростов-на-Дону, 2013. 2. Философия. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского –Ростов н/Д.: Феникс, 2006 3. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. 4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 5. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.,2002 6. Философия. Учебный курс / Под ред. Проф. А.Н. Ерыгина. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, Издательский центр «МарТ», 2004. 7. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 1999. Философия науки» 1.Докладна 7-9 минут «Возникновение и основные стадии исторической эволюции науки» Понятие преднауки. Преднаука и наука: две стратегии порождения знания.Преднаука древнеегипетской цивилизации, зарождение науки античного полиса, наука средневековья, возникновение науки Нового времени. Два подхода в понимании генезиса науки: экстернализм, интернализм 2.Доклад на10-12 минут«Научное знание как система» Наука как своеобразная форма познания, вид духовного производства, социальный институт. Критерии научного познания. Проблема верификации. Классификация наук: критерии и типы классификации. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Единство эмпирического и теоритического. 3.Доклад на 7-10 минут«Соотношение философии и науки» Философия и ее роль в научном познании. Основные модели соотношения философии и науки в истории культуры: позитивизм. Функции философии в научном познании (онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, прогностическая). Специфика философии и науки. Перспективы взаимоотношений философии и науки. 4.Докладна 10-15 минут «Основные концепции философии науки» Предмет философии науки. Основные этапы развития философии науки. Основные современные концепции философии науки: позитивизм (О. Конт), неопозитивизм (Л. Витгенштейн, К. Поппер), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабент, М. Полани). 5.Докладна 10-12 минут «Научные традиции и научные революции» Проблема роста научного знания. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Понятие научной революции. Понятие рациональности. Смена типов научной рациональности. 6.Докладна 10-15 «Роль науки в преодолении глобальных кризисов» Эпоха глобального кризиса. Наука как «служанки технологии». Противоречия техногенной деятельности человека и адаптивных возможностей природы. Глобальные проблемы современности (экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны и мира, терроризм), их взаимосвязь и причины возникновения. Интенсивность процессов информатизации и обострение психологических проблем, синдрома информационной усталости. Литература: 1. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. - Ростов-на-Дону, 2004. 2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону, 1998. 3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации. - М., 2001. 4. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. - М., 2004. 5. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. 6. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.,2002 7.Традиции и революции в развитии науки. - М.: Наука, 1991 Методология научного познания» 1.Докладна 7 минут «Метод и методология» Проблема метода и методологии. Функции метода в познавательной деятельности.Соотношение понятий: предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного 2.Докладна 7-9 минут «Классификация методов» Проблема классификации методов. Многоуровневая концепция методологического знания: философские методы, общенаучные методы исследования, частнонаучные методы, дисциплинарные методы, методы междисциплинарного исследования. 3.Докладна 10-15 минут «Диалектический и метафизический методы в системе познавательной деятельности» Основные формы диалектики: античная, немецкая классическая, материалистическая. Элементы диалектики. Проблема развития. Категории. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, Закон отрицания отрицания. Принципы диалектического метода: историцизм, противоречие. Границы применения диалектического метода. Значение метафизики для научного познания. 4.Доклад на 10-15 минут«Научные методы эмпирического и теоретического исследования» Научные методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение. Гносеологическая функция приборов. Научные методы теоретического исследования: формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, восхождение от абстрактного к конкретному, совпадение исторического и логического. Рефлексия как основной метод метатеоретического познания в науке. 5.Докладна 10-12 минут «Специфика методологии социально-гуманитарного познания» Особенности социального познания и его методов. Натуралистический и гуманистический подходы к социально-гуманитарному знанию. Субъект и объект в гуманитарном познании. Коммуникация и диалог. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании. Проблема истинности и рациональности в современных социально-гуманитарных науках. Литература: 1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, «Феникс», 1999. 2. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, «Феникс», 2003. 3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 4. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 5. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 6. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |