Концепции истории обществ
1.Теория стадий экономического роста американского социолога У. Ростоу (род. 1916 г). В основу своей концепции положил технократические факторы. Им было выделено пять стадий: 1. Традиционное общество (до феодализма включительно).Это аграрное общество с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. 2. Переходящее общество (приблизительно соответствует условиям промышленного общества).На этом этапе развития происходят довольно бурные изменения в общественной жизни: растет сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей, складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Все это готовит предпосылки для перехода общества на новую ступень развития. 3. Стадия сдвига (индустриальное общество).Стадия промышленных революций и следующих за ними социально-экономическими и политическими преобразованиями. 4. Стадия зрелости (развитая индустриальность).Связана с развитием научно-технической революции, ростом значения городов и численности городского населения. 5. Эра высокого массового потребления.Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращения их в основной сектор экономики.
2. Цивилизационный подход О. Шпенглера («Закат Европы»). Каждая культура проходит 4 стадии: зарождение, юность, зрелость, старость. Им было выделено семь культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, античная, русская, западно-европейская. Умирая, культура превращается в свою противоположность – цивилизацию. Это переход от творчества к бесплодию. 3.Английский историк и социолог А. Тойнби («Постижение истории»). Отрицает объективное единство человеческой истории и рассматривает ее как внешне связанную прерывность замкнутых цивилизаций. Они равноценны. Каждая культура переживает пять стадий: рождение, рост, надлом, разложение, гибель. Из 26 цивилизаций, по его мнению сохранилось 5: западно-христианская, восточно-христианская, исламская, индийская, дальневосточная (Китай, Корея), из них 4 пережили надлом. Только западно-христианская еще сохранила творчество. Движущей силой развития цивилизации, по его мнению, является «творческое меньшинство». Тойнби рассматривает отношение элиты и мира через категории «вызова – ответа».
4. Концепция постиндустриального общества Д. Белл ( « Грядущее постиндустриальное общество») Информационное общества – это те, по мнению Тойнби, в которых главным объектом человеческой деятельности становится информация: ее получение, переработка, передача и распространение. Информационное общество это продукт развития постиндустриального общества и глобализации. Человечество обретает не только антропологическое единство, на биологической основе, но и как социальное, как единая всемирная социальная система, культурный взаимообмен.
Д. Белл дает сравнительный анализ индустриального и постиндустриального общества (таблица)
В постиндустриальном обществе Д. Белл выделяет преимущества: – инновационный характер развития; – возрастает роль общества и знания, превращение его в коллективное благо; – справедливая меритократия; – подчинение экономического культуре и социальной сфере; – утверждение класса носителей знания – превращение этоса науки в этос всего общества; – доминируют отношения между людьми, а не между людьми и природой; – усиление игрового начала в межличностных отношениях. 5. Элвин Тоффлер («Шок будущего»). Тоффлер анализировал феномен «модульный человек», «человек одноразового пользования», поскольку темпы современности требуют быстрых изменений и новых специализаций человека. Сверхизменения, полагал он, приводят к неустойчивости и непостоянству. Учебное издание
ЖулановАлександр Леонтьевич, ЗиновьеваЛилия Евгеньевна, Калашникова Елена Михайловна, КраузеАлександра Анатольевна, СыпачеваТатьяна Анатольевна.
ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие для бакалавров и специалистов гуманитарно-педагогических вузов
Редактор М.Н. Афанасьева Компьютерная верстка А.А. Боронникова Технический редактор – А.В. Власов
ИБ № 509 Свидетельство государственной аккредитации вуза № 1806 от 11.03.2009 Изд.лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001 Подписано в печать 23.05.2013. Формат 60 х 90/16. Бумага ВХИ. Набор компьютерный. Печать на ризографе. Усл. печ.л. 15,5. Уч.- изд. л. 15,0. Тираж 200 экз. Заказ №_____________
Редакционно-издательский отдел Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 614990, г.Пермь, ул.Сибирская, 24, корп. 2, оф.71, тел.(324) 238-63-12
Отпечатано в издательско-типографическом комплексе «ОТ и ДО» 614094, г. Пермь, ул. Овчинникова, 19, тел. (324) 224-47-47
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 328. [2] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. [3] Шелер М. Положение человека в космосе. М., 1988. [4] Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж-П. Сартр. – М., 1990. [5] Платонов Н.К. Структурно-личностный подход к динамике биологического и социального в человеке // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. [6] Оконская Н.Б. Философская антропология: коэволюционные процессы в человеке и обществе. - В сб.: Три точки зрения на философскую антропологию. - Севастополь: СевГТУ, 1996, Вып.2.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |