ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Рабочая тетрадь по курсу «Региональная экономика», предназначена для самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время, для ее лучшей организации, а также для подготовки к семинарским занятиям. Она может сопровождать изучение материала по учебникам. Тетрадь составлена с учетом нового Государственного образовательного стандарта. Тетрадь составлена таким образом, что по каждой из 11 тем курса имеются пять видов заданий: 1) растолковать основные понятия; 2) раскрыть узловые вопросы темы; 3) поработать с тестами; 4) рассмотреть актуальные проблемы экономики Российской Федерации и регионов; 5) ответить на контрольные вопросы. Также в рабочей тетради предложены темы рефератов по каждой теме. Выполнение этих заданий позволит систематизировать полученные знания, развить способности самостоятельно работать с экономической литературой и периодической печатью. Задания-тесты и контрольные вопросы дают возможность самостоятельно проверить уровень усвоения учебного материала. Использование рабочей тетради по региональной экономике позволит не только усвоить материал той или иной темы, но и развить экономическое мышление, умение анализировать явления окружающей действительности и делать надлежащие выводы.
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Предмет региональной экономики. Понятие и типологизация регионов. Тема 2. Теоретические основы региональной экономики. Тема 3. Регион как объект хозяйствования и управления. Тема 4. Природно-ресурсный потенциал региона. Распределение экономической деятельности в пространстве. Тема 5. Регион как объект макроэкономического анализа. Методы регионального анализа. Тема 6. Анализ регионального дохода. Тема 7. Региональные рынки. Тема 8. Региональный рост и межрегиональное неравенство. Тема 9. Региональная политика, ее цели и инструменты. Тема 10. Региональные финансы. Бюджетно-налоговая система. Тема 11. Свободные экономические зоны как инструмент региональной политики.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНОВ. 1. Предмет учебной дисциплины «Региональная экономика». 2. Методологические основы и задачи региональной экономики. 3. Теоретические трактовки понятия «регион». 4. Современная типологизация регионов. I. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ: 1) региональная экономика – это _____________ 2) региональные экономические системы – это _____________ 3) размещение производительных сил – это _____________ 4) региональный аспект экономической жизни – это _____________ 5) территория – это _____________ 6) регион – это _____________ 7) административно-территориальное деление – это _____________ 8) экономическое районирование – это _____________ 9) экономическое пространство – это _____________ 10) агломерация это _____________ 11) мегаполис – это _____________ 12) проблемный регион – это _____________ 13) отсталые (слаборазвитые) регионы – это _____________ 14) депрессивные регионы – это _____________ 15) кризисные регионы – это ____________________ 16) региональная наука (регионоведение, регионология, регионалистика) – это _____________ II. УЗЛОВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Определение предмета региональной экономики _____________ 2. Регион и системы регионов _____________ 3. Региональная экономика в системе наук _____________ III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Регионом не может называться:а) Юг Тюменской области; б) ХМАО; в) Республика Удмуртия; г) правильного ответа нет. 2. Укажите основной экономический район добычи нефти в России: а) Западно-Сибирский; б) Восточно-Сибирский; в) Уральский; г) Северо-Кавказский. 3. Укажите самый «молодой» по времени основания город России:а) Тюмень; б) Новосибирск; в) Тобольск; г) Москва. 4. Насколько губерний было разделено Российское государство по Указу Петра I от 18 декабря 1708 года:а) на 8 губерний;б) на 12 губерний;в) на 16 губерний;г) на 21 губернию. 5. Укажите численность населения России:а) 95 млн. человек;б) 120 млн. человек;в) 145 млн. человек;г) 200 млн. человек. 6. Население мира составляет:а) 5 млрд. человек;б) 6 млрд. человек;в) 10 млрд. человек;г) 16 млрд. человек. 7. Сколько субъектов Российской Федерации входит в Уральский Федеральный округ:а) 4;б) 6;в) 8;г) 10. 8. Свободные экономические зоны создаются с целью:а) привлечения ресурсов зарубежных партнеров;б) привлечения ресурсов отечественных предпринимателей;в) развития данного региона;г) все ответы правильные. 9. Выберите из предложенных направлений три, которые являются основными в изучении региональной экономики:а) закономерности размещения природных ресурсов;б) закономерности расселения людей;в) закономерности размещения производства;г) характеристика природного комплекса;д) анализ и прогнозирование социально-экономического развития регионов. 10. Для европейской зоны страны характерна:а) низкая плотность населения, богатство природных ресурсов;б) высокая плотность населения, недостаток сырьевых ресурсов;в) ведущая роль в обеспечении страны сырьем, топливом;г) огромные территории. 11. Для восточной зоны страны характерна:а) низкая плотность населения, богатство природных ресурсов;б) высокая плотность населения, недостаток сырьевых ресурсов;в) ведущая роль в производстве сельскохозяйственной продукции;г) недостаток сырьевых ресурсов. 12. Поволжье и Урал относятся к:а) восточной зоне страны;б) европейской зоне страны;в) центру;г) обеим зонам. 13. Высокоразвитые регионы – это регионы:а) в которых развиты верхние этажи экономики, высокая плотность населения;б) имеющие традиционно низкий уровень жизни;в) в которых наблюдаются застойные явления в экономике;г) старопромышленные регионы. 14. Депрессивные регионы – это регионы:а) в которых развиты верхние этажи экономики, высокая плотность населения;б) имеющие традиционно низкий уровень жизни;в) в которых наблюдаются застойные явления в экономике;г) возникшие с распадом СССР. 15. Отсталые регионы – это регионы:а) в которых развиты верхние этажи экономики, высокая плотность населения;б) имеющие традиционно низкий уровень жизни;в) в которых наблюдаются застойные явления в экономике;г) возникшие с распадом СССР. 16. Укажите правильное определение мегаполиса:а) очень обширный район сплошной городской застройки;б) группа близко расположенных городских поселений, объединенных тесными связями;в) форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций;г) территория, тяготеющая к крупному городу. IV. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 1. Проблема укрупнения регионов России _____________________________________________ 2. Основные качественные признаки проблемных регионов _____________ 3. Пути выхода регионов из депрессивного состояния (на примере РБ) _____________ V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Охарактеризуйте предмет исследования и основные задачи региональной экономики. 2. Каковы различия понятий «территория», «регион», «пространство»? 3. Что такое «районирование» и какие известны виды районирования? 4. Приведите примеры проблемных регионов. 5. Являются ли регионами Европейский союз, Северо-Американская ассоциация свободной торговли. СНГ? 6. Дайте основные характеристики экономического пространства. 7. Каковы основные формы пространственной организации хозяйства? 8. Что такое агломерация и мегаполис? 9. Как вы понимаете единство экономического пространства? 10. Как вы понимаете сходства и различия между региональной экономикой, региональной наукой, регионоведением, регионологией, экономической географией? 11. Как соотносятся между собой макроэкономика, микроэкономика и региональная экономика? VI. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Административно-территориальное деление: от Руси до современной России. 2. Проекты регионального деления страны. 3. Общие черты и особенности кризисных регионов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1570)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |