Вербальные Невербальные
Тезисы лекции Тема: «Основы общения в сестринском деле»
План 1. Понятие общения. 2. Типы и уровни общения. 3. Функции общения. 4. Элементы эффективного общения. 5. Психологические типы собеседников. 6. Средства общения. 7. Коммуникативные барьеры. 8. Правила эффективного общения с пациентом.
Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга. Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов. Типы общения: 1. Деловое – содержание и средства определяются интересами дела. 2. Ролевое - содержание и средства регламентированы социальной ролью партнеров по общению. 3. Личностно-ориентированное – содержание и средства данного вида общения определяются знанием конкретной личности партнера по общению. Уровни общения: 1. Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой: обдумывание проблемы, анализ ситуации, выработка каких-либо планов, идей. 2. Межличностное – общение 2-х или более людей между собой. 3. Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией. Функции общения 1. Контактная – установление состояния взаимной готовности к общению. 2. Информационная - обмен информацией, сообщениями. 3. Побудительная – стимуляция активности партнера. 4. Координационная - согласование взаимной деятельности. 5. Понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий партнера. 6. Эмотивная – обмен эмоциями. 7. Установление отношений - межличностных, деловых и производственных. 8. Оказание влияния – изменение поведения, знаний, представлений партнера. Стили общения 1. Авторитарный. 2. Уступки. 3. Компромисса. 4. Сотрудничества. 5. Избегания.
Элементы эффективного общения(предложил амер. исследователь Лассуэлл)
1. Отправитель– человек, передающий информацию. 2. Сообщение – посылаемая информация. 3. Канал – способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жесты, поза), в письменном виде. 4. Получатель – человек, принимающий сообщение. 5. Подтверждение – сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено. Отравитель должен осознанно подготовить информацию. Сообщение должно быть четким, понятным для получателя, полным и лаконичным одновременно. Для передачи должен быть использован правильный канал с учетом возможностей получателя (устная речь, или письменная инструкция и т.д.). Для подтверждения о получении сообщения необходимо задавать конкретные, открытые вопросы.
Психологические типы собеседников Для каждого пациента медсестра должна найти свой индивидуальный подход. Это делает возможным эффективное профессиональное общение. 1. Доминантный собеседник – настроен прежде всего на влияние и воздействие. Трудно признает свою неправоту, перебивает собеседника, но не дает ему вставить слово. Его желание – оставить впечатление своего превосходства – физического, интеллектуального и т.д.. ü Медсестре при распознавании данного типа необходимо проявить выдержку, такт, но в определенной ситуации деликатно склонить на свою сторону. 2. Недоминантный собеседник – полная противоположность первому. Достаточно застенчив, чувствует неловкость при обращении с вопросом или просьбой. Деликатный, предупредительный, тактичный. Не позволит перебить во время беседы, терпеливо переносит попытки перебить себя самого. ü Нуждается в определенном поощрении, подбадривании и поддержке со стороны медсестры. 3. Мобильный собеседник – легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику. ü Медсестра должна подстроиться под темп и ритм данного собеседника, постепенно, мягко замедляя скорость и направляя в нужное русло. 4. Ригидный собеседник – данному типу требуется определенное время, чтобы включиться в беседу. Основателен в общении, слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно переключается с одной темы на другую. ü Необходимо запастись терпением в общении и не торопить без крайней необходимости. 5. Экстравертивный собеседник – коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания. Имеет большой круг знакомых. Ему легко среди людей. ü Общение медиков с такими людьми обычно не вызывает трудностей. Требуется привлечение внимание к самому себе. 6. Интровертивный собеседник - не склонен к внешним контактам, общению. Имеет узкий круг общения. Обращает внимание на свои чувства, свои ценности. Ему проще общаться с книгами, вещами. Серьезно и ответственно относится к дружбе и любому партнерству. ü В общении следует быть особенно корректным и внимательным. Средства общения
Вербальные Невербальные речь устная визуальные речь письменная акустические тактильные ольфакторные
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |