Школа «Человеческих отношений»
Аргументация противников Тейлоризма: · Фабричная система разрушает общественную солидарность, поскольку обособляет личность · В крупный организациях социальные отношения становятся формально-безличностными · Ухудшение социального климата на предприятиях Основателем считается Элтон Мэйо (1880-1940гг.) · Проведение Хоуторнских экспериментов(совместно с Фрицем Ротлицбергером) в 1927-32гг. На чикагских заводах Hawthorne Works · Основной труд: «Человеческие проблемы индустриальной цивилизации» 1933
Этапы Хоурторнских экспериментов: 1. Роль освещения. Вывод: освещение самый незначительный фактор влияющий на рост производительности. 2. Изучение «неконтролируемых факторов» (группа из 6 женщин). Вывод: на производительность влияют методы руководства и улучшение взаимоотношений 3. Сбор и обработка эмпирического материала. Вывод: норма выработки рабочего определяется не его добросовестностью или физическими способностями, давлением группы. 4. Эксперимент с группой (14 мужчин) Вывод: сознательное ограничение производительности труда с одобрения менеджера-контролера Выводы: · Явно утомительная работа может представляться вполне удовлетворительной при такой организации труда, которая устранит дисбаланс в психологической установке работника. · Производительность труда зависит от развития сплоченной рабочей группы, управляемой заботливыми руководителями. · Решающее влияние на производительность труда оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы.
Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) – «Первая леди» менеджмента · Акцент на роли группы. · Менеджмент должен базироваться на достижениях научной психологии, а не на интуитивных представлениях о природе человека. Основные идеи: · Рабочие должны участвовать в управлении. · Конструктивность конфликта. · Не принуждающая власть.
Принципы построения социальной структуры организации: · Люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми · В результате промышленной революции и рационализации процесса труда, работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях · Люди более отзывчивы к воздействию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от менеджеров. · Работник откликается на распоряжения менеджера, если тот может удовлетворить социальные нужды подчиненных и их желания быть понятыми Каждый менеджер должен стремиться к равновесию между технической и социальной сторонами предприятия.
Выводы: · Явно утомительная работа может представляться вполне удовлетворительной при такой организации труда, которая устранит дисбаланс в психологической установке работника · Производительность труда зависит от развития сплоченной рабочей группы, управляемой заботливыми руководителями · Решающее влияние на производительность труда оказывают не материальные а психологические и социальные факторы. Критика Хоулторнских экспериментов · На повышение производительности труда повлияли изменения режима труда и отдыха, боязнь потерять работу (кризис 1929-33 гг.) · Ф. Ротлисбергер выгнал несговорчивых, повысилась дисциплина и интенсивность труда. · Группа работниц создавалась не по случайной выборке, а преднамеренно. В группе такого эффекта
Школа поведенческих наук С конца 50-х годов ХХ века школа человеческих отношений трансформируется в школу поведенческих наук или бихивиористскую. Отличительный момент: направленность не на налаживание межличностных отношений а на повышение эффективности отдельного сотрудника и организации в целом, воздействуя на его поведение.
Абрахам Маслоу 1909-1970) Практикующий физиолог, психолог и психоаналитик
Главный труд: «Мотивация и личность» (1954) · Важнейший фактор, обуславливающим поведение человека – степень удовлетворения его потребностей · Систематизировал человеческие потребности по уровням Иерархия потребностей: · Физиологические · Экзистенциальные (потребность в безопасности) · Пот
По мере удовлетворения своих потребностей низшего уровня, человек переходит к удовлетворению более высокого уровня
Дуглас МакГрегор (1906-1964) доктор философии Главный труд: «Человеческая сторона предприятия» · Любому управленческому решению или действию предшествуют те или иные предположения относительно человеческой природы и человеческого поведения, являющиеся ключевым моментом, определяющим индивидуальный стиль руководства конкретного менеджера.
Теория Х · Работник обладает врожденной неприязнью к труду · Нуждается в постоянном контроле · Не желает брать на себя ответственность · Предпочитает чтобы ими управляли · Годится для монотонного массового производства (индустриальное общество) Теория Y · Работники получают от работу удовольствие не нуждаются в жестком внешнем контроле · Действуют самостоятельно и ответственно · проявляют инициативу · отождествляют достижение целей организации со своими собственными интересами Теория Y показывает направление в котором может конструктивно развиваться менеджмент организации более полно использующие интеллект своих сотрудников, являются более эффективными
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |