Научный стиль и его особенности
Стиль – функциональная разновидность языка. В зависимости от того, для какой цели используется язык (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нем выделяются разновидности, которые называются стилями. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль. Литературно-художественный стиль. Научный стиль – это стиль научных работ, учебников и учебных пособий, статей на научные темы и т.д. Особенности научного стиля
Разновидности научного стиля речи Научный стиль речи имеет разновидности (подстили): собственно научный, научно-технический (производственно-технический), научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный. Реализуясь в письменной и устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:
Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах: сообщение, ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка), рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование). . Текст 1 На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество – это отдельный мир, который управляет мыслями общества, пытается подстроить под себя его сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории. Так, говоря о понятии СМИ и его роли в общественной жизни можно использовать термин «манипуляция сознанием». Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной. Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике – телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет – все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека, начиная от того, какой йогурт он съест на завтрак и заканчивая выбором главы государства. СМИ – это любая информация, к которой можно свободно получить доступ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео программа, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, можно сказать, что средства массовой информации – это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. На сегодняшний момент, существует несколько видов СМИ: печатная продукция, электронная, теле- и радио- продукция. СМИ являются комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение, становятся первоначальным источником информации об окружающем мире особенно для младшего поколения. Это следует учитывать при работе над информацией, потому что СМИ сегодня создают значительный пласт культуры в ментальности общества. Сегодня мир живет в эпоху глобализации. Нам не перестают об этом напоминать. Благодаря развитию науки и техники мы можем сиюминутно получать известия о событиях только что произошедших. И все же следует помнить, что не всегда увиденное соответствует действительности. Нынешняя политика всех ведущих государств и СМИ практически неразделима. Ведь граждане узнают обо всех политических и государственных решениях исключительно из СМИ, и вынуждены верить, потому что другого источника просто нет. Поэтому необходимо внимательно следить за происходящим событиями в мире и в своем регионе, стараться анализировать предоставляемую СМИ информацию и умело сопоставлять ее с другими альтернативными источниками. Поступая таким образом, мы сможем увидеть полную картину происходящих событий в своем обществе и в мире. И у нас появится возможность принимать правильные решения. Задания к тексту: 1. Прочитайте текст. Определите стиль подстиль) и жанр текста. 2.Определите лексические особенности данного текста (выпишите термины, обороты, свойственные данному стилю речи) 3.Определите морфологические особенности данного текста (наличие отвлеченных существительных в тексте, прилагательных, глаголов, причастий деепричастий); выделите суффиксы существительных и прилагательных. 4. Выявите синтаксические особенности текста (наличие сложных предложений; осложненных обособленными членами; вводными словами и конструкциями). 5.Перестройте текст таким образом, чтобы данная информация была изложена в художественном стиле. Используйте максимальное количество изобразительно-выразительных средств (сравнений, эпитетов), а так же, дополните текст междометиями. Проанализируйте полученный материал. 6.Разбейте текст на микротемы, озаглавьте каждую. Текст 2 Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия немыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Задания к тексту: 1.Определите стиль и жанр текста. Озаглавьте текст. 2.Выпишите из текста узкоспециальные и общеупотребительные термины. 3.Выпишите из текста словас каждым из указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих слов: -ств(о); -стви(е); -изм; -аци(я). 4.Укажите, какова стилистическая окрашенность прилагательных, образованных: а) с помощью приставок между-, сверх-, анти-, внутри-; б) с помощью приставки раз-; в) с помощью суффиксов -оньк-(-еньк-); -ущ-; -ешеньк-(-ошеньк-), -охоньк-(-ехоньк-). Приведите примеры прилагательных с такими морфемами, составьте с ними предложения или подберите соответствующие примеры из литературы. 5.Выпишите из текста не менее 15—20 слов и выражений, являющихся научными терминами. Укажите значение каждого термина и область науки, где он применяется. Определите происхождение этих терминов. 6.В данном тексте выявите типичные для научно-популярногоподстиля особенности в использовании слов разных частей речи и их грамматических форм. 7.Напишите рецензию на данную статью. 8. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку. Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании. Придумайте ситуацию на наиболее понравившийся вам пример. 9. Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся. а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась. б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота. 10.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обществен…е отношения, составляющие предмет семейн… права, могут быть личн… (неимуществен…ыми) или имуществен…ыми. Имуществен…ые и личные отношения могут составлять предмет регулирования и других отраслей права, в первую очередь гражданск… Но приоритетность названных отношений в гражданск… праве и в семейн… праве не одинакова. Гражданск… право регулирует имуществен…ые отношения. Личные отношения оно регулирует лишь тогда, когда они вытекают из имущественн… либо имеется специальное указание закона о регулировании тех или иных личн… отношений. 11. Просклоняйте слова мать, дочь, путь, время.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2648)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |