ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ
Земельно-правовая норма - это правило поведе- ния субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения. Земельно-правовая норма, как и всякая иная пра- вовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определен- ным логическим содержанием. Структура земельно-правовой нормы: 1) гипотеза, т. е. описание условий действия право- вой нормы. Условие не обязательно должно быть подробным описанием. В земельном законодатель- стве содержится немало статей, в которых описы- ваются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земельно- го участка является гражданин или государствен- ная, общественная организация. Юридический ста- тус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. В гипо- тезе не обязательно присутствие слова «если», ука- зывающего на условие, но оно всегда подразуме- вается; 2) диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий; 3) санкция, которая указывает на юридические послед- ствия совершенного правонарушения (штраф, при- нудительное изъятие земельного участка и др.). Санкция может быть не только наказагельной (штрафной), но и просто правовосстановительной,V Г Источники земельного российского права - внешние формы выражения правотворческой деятель- ности государства, в которых закрепляются, форму- лируются правила поведения, обязательные для исполнения. Источник права (в широком смысле слова) - сово- купность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществ- лении своей деятельности, включая принципы мора- ли и правосознания. Источник права (в узком смысле) - действующие в государстве официальные документы, устанавливаю- щие или санкционирующие нормы права (правила поведения). Источники земельного права - законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и из- данные компетентным государственным органом и со- держащие правовые нормы, регулирующие земель- ные отношения. Виды источников земельного права России: 1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.; 2) федеральные законы: а)Земельный кодекс РФ 2001 г.; б)Гражданский кодекс РФ; в) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ; г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ; д)Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ «О землеустройстве»; е федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»; ж) Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»; з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собствен- ности на землю»; и федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного на- значения»;
V Источники земельного права - это законодатель- ные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие зе- мельные правотношения. Основной Закон РФ - Конституция Российской Фе- дерации - предусматривает основы конституционно- го строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы госу- дарства, законодательных, исполнительных и судеб- ных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституция РФ и федеральные законы имеют верхо- венство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответство- вать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земель- ных отношений. Конституцией РФ земельное, водное, лесное зако- нодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72). Конституция РФ подразделяет земельное законода- тельство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация. Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, осново- полагающими для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции: 1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находя- щихся в различных формах собственности;
2) ст. З б - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею
к) Федеральный закон от .7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О тер- риториях традиционного природопользования ко-
рассчитанной лишь на восстановление нарушен- ного права. на основе федерального закона; 3) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружаю- щую среду; 4) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять приро- ду, бережно относиться к ее богатствам; 5) ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Фе- дерации и ее субъектов земельного, водного, лес- ного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды. Статья 36 {ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими при- родными ресурсами осуществляются их собственни- ками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и закон- ные интересы иных лиц. Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодатель- ство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»). Несомненную значимость для регулирования зе- мельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ: 1)о гарантировании единства экономического про- странства, поддержки конкуренции, свободы эко- номической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19); 2) об обязанности каждого платить законно установ- ленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие. ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»; л)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспече- ния плодородия земель сельскохозяйственно- го назначения»; 5) законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»; 6) указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ *О государственном земель- ном кадастре и регистрации документов о пра- вах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130; б)Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участ- ки под объектами недвижимости в сельской мест- ности» от 14 февраля 1996 г. 198; 7) постановления Правительства РФ: а)постановление Правительства РФ «О поряд- ке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319; б)постановление Правительства РФ от 2 октяб- ря 2002 г. 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; в)постановление Правительства РФ от 19 нояб- ря 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»; 8) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления; 9) общие принципы права; t) нормативные договоры; 11) международные договоры, заключенные с иностран- ными государствами; 12)некоторые обладающие юридической силой обычаи. Структурные части земельно-правовой нормы (ги- потеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному. Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логи- ческой взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют пози- тивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторе- ний в земельном законодательстве имеются также от- сылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта. Виды земельно-правовых норм: 1) обязывающая (императивная) норма провозглаша- ет обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает соб- ственников земельных участков и лиц, не являю- щихся собственниками, своевременно производить платежи за землю; 2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать за- грязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих тер- риторий; 3)управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земель- ный участок в аренду и т. д.).
C\J 1
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |