Раздел III. СПЕЦИАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Практическое занятие № 7 Вид: коллоквиум (2 часа). Тема 6:Понятие и классификация отраслевых и специальных социологических теорий. Социологии права: Диалог юристов и социологов.
Вопросы к практическому занятию: 1.Отраслевые и специальные социологические теории: понятие и основные виды. 2. Предмет и метод социология права (правовой социологии, юридической социологии): подход юристов (Гревцов Ю.И., Керимов Д.А., Лапаева В.В., Нерсесянц В.С. и др.) и социологов (Глазырин В.А., Касьянов В.В. Ксенофонтов В.Н., Тадевосян Э.В. и др.). Западные ученые о предмете социологии права. 3.Общество и право. Социологические аспекты права. Право как социальный институт. Задания для подготовки к практическому занятию: Ø Подготовить ответы на вопросы: - Кто автор теории среднего уровня и ее сущност. - Какие типы специальных социологических теорий вы знаете. - В чем сущность понятий: эмпирическая социология, прикладная социология, практическая социология. - Что такое социологии права (юридической социологии), её объект и предмет. - Какие особенности социологического подхода в изучении права и правовых отношений. - Какие функции социологии права (юридической социологии) вы знаете. - Какие Вы можете назвать учёных (социологов, юристов), внесших наибольший вклад в развитие социологии права. Ø Студенты должны быть готовыми к обсуждению: - Сформулировать своё аргументированное мнение по вопросу: социология права некоторыми учёными рассматривается юридической дисциплиной, а другими социологической. - Согласились бы Вы с пониманием социологии права как «отражающем зеркале», показывающим праву его «недостатки». (Ж. Карбонье – крупнейший современный специалист в области социологии права (юридической социологии). Он раскрывая функции социологии права, в частности, выделяет критическую функцию социологии права по отношению к догматической юриспруденции. Ознакомьтесь с этой его позицией и аргументацией французского юриста и социолога. См.: Карбонье Ж.Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986. С.299–300). - Дать аналитические комментарии утверждению французского социолога Э. Дюркгейма. (Э. Дюркгейм утверждал, что преступность – это не социальная патология, а социальная норма. См.:Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии М.: Наука, 1990. С. 462–471). Ø Объяснить, как вы понимаете следующие высказывания: - В. Швебеля «Управлять при помощи законов легче всего тогда, когда следствием их несоблюдения являются угрызения совести». - Д. Галифакса «Если бы законы могли говорить вслух, они бы первым делом пожаловались на законников». - Фридриха Великого «Дурные законы в хороших руках исполнителей – хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны». Ø Проанализировать и прокомментировать статью: - Масловская Е.В. Эволюция западных концепций социологии права и гражданской сферы. // СоцИс.- 2010. - №11. – С. 70-78 Ø Изучить источники по теме из списка основной и дополнительной литературы. Практическое занятие № 8,9,10 Вид: Семинар-практикум (6 часа).
Тема 7:Социологические исследования Целью проведения практического занятия является: освоение структуры и содержания социологического исследования, приобретение необходимых навыков в составлении программы социологического исследования. В ходе проведения семинарского занятия используется такая форма, как: «интерактивное обсуждение». Занятие № 8 (2 часа) Вопросы к практическому занятию: 1. Программа социологического исследования как теоретическая разработка способов изучения и разрешения конкретной проблемы: формулировка проблемы; определение цели и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; выдвижение гипотез; типы и виды выборки. 2. Методы сбора данных в социологическом исследовании: опрос и его разновидности (гиды – опросники); наблюдение и его виды (включенное наблюдение); анализ документов и его виды (традиционный и формализованный, контент-анализ); эксперимент и этапы проведения. 3. Экспертный опрос: сущность, специфика, структура, функции и область применения. 4. Методы обработки (ручная и машинная, первичная и вторичная) и анализа (статистическая группировка, ранжирование, шкалирование и др.) данных социологического исследования. Задания для подготовки к практическому занятию: Ø Подготовить ответы на вопросы: - Что понимается под социологическим исследованием? Какие виды социологических исследований вам известны. - Что понимается под программой социологического исследования. Из каких разделов она состоит, и в чём заключаются её функции. - Что такое репрезентативная выборка. - Какие существуют основные методы сбора информации в социологии и назовите основные нормативные требования к ним. - Знаете ли Вы основные критерии классификации документов. - Какие методы социологической обработки информации Вы знаете, и назовите основные нормативные требования к ним. - К какому методу сбора информации относится контент-анализ и его содержание. Ø Студенты должны быть готовыми к обсуждению: - Выяснить и обосновать свой ответ на вопрос: является ли целью всякого социологического исследования подтверждение сформулированных в нём гипотез. - Математические законы гласят, что случайная выборка с высокой вероятностью отображают генеральную совокупность. Подумайте, являются ли данные опроса репрезентативными, если осуществлялся «случайный» отбор респондентов на каком-либо городском перекрёстке, а результаты исследования были представлены в качестве суждений, отражающих мнения всех жителей этого города. - Чем объясняются различия в результатах ответов на следующие вопросы, раскрывающих отношение опрашиваемых на проблему допустимости абортов. Один вопрос звучал так: «Считаете ли Вы лично, что аборт – это зло?» В этом случае 57% респондентов сказали «Да», а 36% – «Нет» (остальные либо не были уверены, либо не стали отвечать). Другой вопрос был составлен так: «Независимо от Вашего личного отношения к абортам, предпочитаете ли Вы или отвергаете, чтобы женщина в этой стране (США) имела выбор и могла сделать аборт по рекомендации врача?» Теперь за легальные аборты высказалось 69% и только 24% были против. (Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. - С. 76). Ø Изучить источники по теме из списка основной и дополнительной литературы.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |