Задачи для самостоятельного решения. ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Методическое пособие по выполнению
ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (Методическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентов специальностей 210404,210406,230101) 1. Решение задач по анализу производства и реализации продукции. 2 2.Решение задач по анализу качества продукции и брака. 13 3. Решение задач по анализу использования основных фондов. 18 4.Решение задач по анализу обеспечения предприятия оборотными средствами. 21 5.Решение задач по анализу использования трудовых ресурсов. 25 6. Решение задач по анализу затрат по элементам и статьям себестоимости. 32 7.Решение задач по анализу прибыли. 36 8.Решение задач по анализу рентабельности производства и отдельных видов продукции 40 9.Решение задач по анализу финансового состояния предприятия. 43 Решение задач по анализу производства и реализации продукции
При проведении анализа производства и реализации продукции, как уже было отмечено, решается несколько проблем: 1) изучение динамики производства и реализации продукции; 2) оценка уровня выполнения планов по объемам производства и реализации, ассортименту продукции, ритмичности производства; 3) исследование влияния факторов на изменение этих показателей; 4) выявление и рекомендации по освоению резервов повышения эффективности производства и реализации продукции на предприятии. Таким образом, перед аналитиком стоит проблема не только вычисления соответствующих индексов и коэффициентов, но и экономическое обоснование полученных значений, составление рекомендаций по улучшению этих показателей. Стоит отметить, что любая система показателей включает экономические (объем производства, объем реализации, прибыль, заработная плата и т.д.) и статистические показатели (темпы роста, темпы прироста и т.д.), характеризующие динамику деятельности хозяйствующего субъекта. Мощным инструментом при использовании метода сравнений являются индексы, расчет которых позволяет определить соотношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов производится сравнение с планом в динамике и пространстве. Например, индекс изменения отпускной цены (в ден. ед.) на продукт А в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил: ,
где I – индекс. Если индекс больше 1, это свидетельствует о повышении цен на продукт (в процентном выражении – на 20%). Помимо этого экономические показатели делят на абсолютные и относительные. В табл. 1 представлены блоки анализа производства и реализации с указанием используемых методов, в табл. 2 - расчетные статистические показатели. Во всех случаях, когда необходимо оценить влияние факторов на исследуемый объект или отдельный показатель используется прием цепных постановок, а также прием абсолютных разниц (только в мультипликативных моделях и моделях мультипликативно-аддитивного типа) и прием относительных разниц (только для мультипликативных моделей). Проведение вышеуказанных блоков анализа производства и реализации продукции позволит судить об эффективности организации производства, взаимоотношений с поставщиками и потребителями, ассортиментной и сбытовой политики. В табл. 1 были перечислены показатели, которые требуется рассчитать при проведении анализа. Формулы расчетов и обоснования их результатов приводятся в табл.2. Стоит отметить, что при проведении сравнений показателей за разные периоды, например, таких, как цены на продукцию в начале и конце года следует приводить значения показателей к тому или иному периоду, т.е. приводить все либо в цены базисного периода (начала года), либо в цены отчетного периода (конца года). Используя табл. 1 и 2, можно решать практические задачи по анализу производства и реализации продукции на предприятии. Рассмотрим примеры (в табл. 3 и 5 курсивом отмечены исходные данные, обычным шрифтом – рассчитанное с использованием формул). П р и м е р 1 Предприятие работает уже несколько лет, производится три вида продукции. На основе данных табл.3 проведем анализ динамики производства и реализации продукции в 2002-2005 гг. (в сопоставимых ценах), анализ ритмичности производства продукта А за четыре квартала 2005 г. Приведем пример расчета базисного темпа роста объема выпуска продукции (производства) в 2004 г. по сравнению с 2002 (базисным): Цепной темп прироста объема производства в 2004 г. по сравнению с 2003 г. (предыдущим) составил: Т а б л и ц а 1.
Т а б л и ц а 2.
Ежегодный темп прироста в данном случае рассчитывался как разность между базисными темпами роста двух лет, например: Аналогично рассчитываются и показатели по объему реализации продукции. Важное значение при анализе динамики производства и реализации за несколько лет являются следующие показатели. Среднегодовой темп роста объема производства составил:
Среднегодовой темп прироста объема производства: Среднегодовой темп роста объема реализации (аналогично): Среднегодовой темп прироста объема реализации (аналогично): В целом же предприятие работает достаточно стабильно, хотя по имеющимся данным нельзя с уверенностью говорить о росте объемов производства и реализации и, как следствие, увеличении доходов предприятий. Дело в том, что значительный рост наблюдается только в 2003г. Это отражают и показатель объема производства, и показатель объема реализации. В 2004г., напротив, объем реализации снизился, а объем производства повысился незначительно. Это может свидетельствовать об образовании остатков нереализованной продукции. Общий рост объемов производства за анализируемый период составил 110,4%, рост объемов реализации – 109,7%. Это говорит о достаточно равномерном развитии производства, и реализации продукции, значительного разрыва в этих показателях не наблюдается. Для наглядности представления результатов анализа построена диаграмма динамики объемов производства и реализации продукции (рис.1). Т а б л и ц а 3
Т а б л и ц а 4
Рис.1. Диаграмма динамики выпуска и реализации продукции П р и м е р 2 В табл. 4 представлены данные для анализа объема производства и реализации трех видов продукции с учетом ассортимента (в сопоставимых ценах). Формулы для расчетов абсолютных (+ / –) и относительных (% к плану) отклонений от плана приводились в табл. 2. Расчеты темпов роста объемов производства по каждому виду продукции аналогичны вышерассмотренному примеру. Остановимся на вычислении показателей структуры производства. Объем производства всех видов продукции составляет 100%. Путем деления планового показателя выпуска продукции А на общий объем выпуска можно найти долю продукции А в общем выпуске: .
Аналогично рассчитываются плановые и фактические показатели структуры производства по другим видам продукции. Проведенные расчеты показали, что выпуск продукции идет не в соответствии с планом (по каждому виду продукции обнаружены отклонения), хотя общее отклонение от плана по производству составило всего -1,15%. Однако руководству подразделений по производству продукции следует настоятельно рекомендовать следовать планам или корректировать их по мере возникновения проблем на производстве. Аналитик должен исследовать все факторы, которые могли повлиять на изменения объемов производства. Изменение объемов выпуска продукции может быть связано с трудовыми ресурсами (изменением численности персонала и/или производительности труда), средствами труда (основными средствами, их фондоотдачей), предметами труда (уменьшением или увеличением размеров материальных ресурсов, нарушениями поставок сырья и материалов, изменением материалоотдачи). Эти причины должны быть отражены в отчете о проведении анализа производства и реализации. Особое внимание в данном случае следует обратить на провал в реализации продукта В: отклонения от плана составили -26,3%. Это очень высокий показатель. На предприятии образовались значительные остатки нереализованной продукции, служба сбыта (и/или маркетинга) плохо сработала в направлении реализации данного вида продукции. П р и м е р 3 По данным табл. 5 проанализируем ритмичность выпуска продукта А за 4 квартала. Коэффициент выполнения плана есть отношение фактического показателя выпуска продукта А к плановому показателю. Удельный вес продукции в I кв. рассчитывается по формуле . Аналогично рассчитываются все удельные веса. Доля продукции, зачтенная в выполнении плана по ритмичности, составляет фактический удельный вес продукции за данный период, но не более его планового показателя. Так, во II кв. из-за нарушения ритмичности производства было засчитано только 26% объема выпуска продукта А, а не 28,57%, как было произведено фактически. Таким образом, сумма долей продукции, зачтенных в выполнении плана по ритмичности, показывает, насколько недовыполнен план по ритмичности. В данном случае отклонения составили 2,57% от общего объема выпуска продукта А. Т а б л и ц а 5
Для проведения анализа ритмичности необходимо найти значения таких показателей, как коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности согласно формулам в табл.2. Критм = 23,8 + 26 + 21,43 + 26,2 = 97,43 (%). Для того чтобы найти коэффициент вариации, определяется значение планового среднеквартального выпуска продукций: Число периодов п = 4. Это значит, что производство продукта А по кварталам 2005 г. отклонялось от планового графика в среднем на 7,6%. Каритм = 0,04 + 0,15 + 0+0 = 0,19. Напомним: чем выше показатель аритмичности, тем менее ритмично работает предприятие. На основе представленных данных был проведен частичный анализ производства и реализации продукции в соответствии с условиями задачи. При получении отрицательных результатов анализируемых показателей требуется выявить причины, факторы, влияющие на них, и составить рекомендации по минимизации негативного влияния. И наоборот, положительные тенденции также следует изучать, чтобы поддержать их, тем самым способствуя улучшению результатов деятельности предприятия. Задачи для самостоятельного решения 1. Проведите анализ динамики объемов производства и реализации продукции на предприятии за 5 лет. Определите базисные, цепные и среднегодовые темпы роста и прироста, сделайте выводы о полученных результатах. Для корректировки цен разных лет воспользуйтесь индексом цен.
2. На основании нижеприведенных данных определите абсолютные и относительные отклонения от плана по выпуску и реализации продукции; изменения в структуре производства с учетом ассортимента продукции. Используя метод цепных подстановок, определите влияние фактора изменения структуры продукции на объем выпуска в стоимостном выражении. Укажите возможные причины отклонений от плановых показателей, проанализируйте плановую и фактическую структуры производства.
3. Определите удельный вес каждого продукта в анализируемых периодах, а затем - ритмичность производства с учетом различных видов продукции – А и Б. Укажите возможные причины отклонения фактических показателей от плана по ритмичности производства. Как влияет аритмичность на результаты деятельности предприятия и какие меры требуется применить для ее уменьшения?
4. Проанализируйте выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции за 2005 г. в разрезе отдельных покупателей и видов продукции. Укажите возможные причины недовыполнения плана и рекомендации по улучшению процедур исполнения договорных обязательств.
5. Используя метод цепных подстановок, рассчитайте, на сколько изменился выпуск продукции за счет: 1) численности производственных работников; 2) среднедневной выработки на одного работника; 3) количества рабочих дней в году.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3399)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |