У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФФНР
Звукопроизношение является одной из основных сторон речи. Формирование правильного произношения у детей является сложным процессом. Ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать ее, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих. Но у многих детей этот процесс задерживается. Проблема формирования фонематических процессов у школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее – ФФН) является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с ФФН и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии. Число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Довольно часто нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребёнка. Отсюда следует, что вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость. Дети с ФФН обладают нормальным слухом и сохранным интеллектом, однако, у них отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития. Нарушения звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Из-за нарушений произносительной стороны речи страдает формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической). Большинство речевых нарушений оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи у младших школьников невозможно без специальной коррекции фонематического слуха. Основными задачами коррекционной работы учителя - логопеда с учениками с ФФН являются: - формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и исправленные); - отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются и звучат недостаточно отчетливо, смазано; - постановка отсутствующих искаженно произносимых звуков и введение их в речь; - формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустическо-артикуляционных) признаков звуков; - закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку. Для реализации поставленных перед логопедом задач, необходимо своевременное распознавание и понимание характера речевого дефекта, а также изучение звукопроизношения, благодаря чему, специалист определяет основные методы обучения и коррекции. Для изучения звукопроизношения у младших школьников с ФФН учителя-логопеды используют в своей диагностической работе рекомендации А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, Г.В. Чиркиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.Е. Грибовой и др. В нашей работе для изучения звукопроизношения мы использовали упражнения, отобранные из работ Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной и А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, где акцент делается на нарушения устной и письменной речи, которые чаще всего встречаются у младших школьников с ФФН. По методике Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [1, 13-35] основное внимание уделяется качественной интерпретации выявленной речевой симптоматики, с двухуровневым способом анализа результатов. Логопедический уровень позволяет выявить степень сформированности разных сторон речи и получить речевой профиль. Нейропсихологический уровень выявляет через систему дополнительных оценок и вычисления индексов психологические механизмы, лежащие в основе обнаруженной речевой недостаточности и сделать выводы о функциональном состоянии регуляторных и гностических (передних и задних) отделов коры головного мозга. По методике А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой [3, 48-59] внимание отводится нарушениям устной и письменной речи, чаще всего встречающимся у младших школьников, а также основным приемам коррекционного обучения таких учащихся в общеобразовательной школе. Методы устранения различных видов речевой недостаточности, как и вообще методы обучения в школе, должны развивать у детей сознательное и прочное усвоение проходимого материала и активное использование его. Преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдений, сравнений и обобщений в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов упражнений, направленных на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Определение индивидуальных проблем ребенка, определение структуры дефекта, этиологии, позволяет определить приоритеты в коррекционной работе, повысить точность и эффективность логопедического воздействия. Коррекционная работа с младшими школьниками с ФФН предполагает: формирование фонематического восприятия и умения дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; формирование и развитие умения устанавливать точное место каждого звука в слове, т.е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове; формирование умения выделять в многообразии звуков речи фонемы. Привлечение учащихся к активному познавательному поиску, нормализация звуковой стороны речи и фонематического слуха активизируют их работу на логопедических занятиях, развивается интерес к слову, расширяется кругозор, что является признаком успешного обучения в школе. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать. При такой работе дети активны, у них формируются полноценные фонематические представления, что помогает им овладеть правильным чтением, грамотным письмом, фонетически чистой речью.
Список литературы 1. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст] / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – М. : Айрис-Пресс, 2007. – 176 с. 2. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2005. – 240 с. 3. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова, Л. Ф. Спирова. – М. : АРКТИ, 2001. – 176 с. 4. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Электронный ресурс]: Методическое пособие / О. Е. Грибова. // Педагогическая библиотека. // http://www.pedlib.ru/Books/3/0340/3_0340-1.shtml 5. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. // http://rushkolnik.ru/docs/6/index-11445.html
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Аксенова Мария Владимировна– выпускница 2015 г., специальность «Олигофренопедагогика» Аксютина Эльвира Рафкатовна– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МБДОУ ДС №9, г. Челябинск Ахмадиева Надежда Марсовна– студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Ахмадулина Райля Валерьевна– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»;педагог МДОУ ЦРР №20, п. Рощино Балина Екатерина Вячеславовна– студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Барсукова Алёна Сергеевна – студентка 3 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Дошкольная дефектология»; воспитатель МБДОУ детский сад № 243, г. Челябинск Богданова Анна Павловна– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения Боровик Ирина Сергеевна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения; учитель начальных классов КГУ «Костанайская коррекционная школа» Управления образования акимата Костанайской области Бородина Вера Анатольевна– к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Бососвец Айгуль Ренатовна– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МБДОУ детский сад № 40, г. Миасс Брюхова Арина. Андреевна– студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Бурова Надежда Ильинична – к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Бухановская Татьяна Александровна– студентка 4 курса бакалавриата, профиль «Логопедия» Вардугина Марина Николаевна– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ» Васильева Виктория Сергеевна– к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Воробьева Вера Владимировна–студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МДОУ детский сад КВ № 9 "Солнышко", г. Южноуральск Вшивкова Дарья Николаевна– студентка 3 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Дошкольная дефектология» Григорьева Арина Александровна– студентка 4 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Двойнишникова О.Н.– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения Дронова Елена Викторовна– студентка 4 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Логопедия» Дружинина Лилия Александровна –зав. кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета, к. п. н., доцент Иванских Валентина Викторовна– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МБДОУ детский сад № 256, г. Челябинск Киммель М.В. –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; педагог МБДОУ детский сад №4, Копейский городской округ Ковыляева Екатерина Витальевнастудентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Козлова Юлия Геннадьевна –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; методист ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", г. Челябинск Кондратенко Валентина Александровна– к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Королева Оксана Юрьевна– студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Логопедия» Короткова В.Ф. –студентка дополнительной профессиональной программы «Специальная дошкольная педагогика и психология» («Дошкольная дефектология»), учитель-логопед МАДОУ детский сад комбинированного вида № 43, г. Златоуст Лапшина Любовь Михайловна – к. б. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Лебедева Екатерина Алексеевна–студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»; учитель русского языка и чтения МКС(К)ОУ ОШИ VIII вида, с. Уйское Локтионова Надежда Анатольевна–студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи» Лысова Анна Анатольевна –к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Минаева Марина Сергеевна– студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Михалева Марина Дмитриевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Мишина Анна Станиславовна –студентка 4 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Логопедия»; воспитатель МБДОУ «ДС № 15», г. Челябинск Мугалимова Наталья Рамисовна– студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Нефедова Мария Владимировна–студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи» Нургалеева В.С.– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения Осипова Лариса Борисовна –к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Плотникова Елена Вячеславовна– старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Попова Ольга Валерьевна–студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; педагог МДОУ ЦРР №20, п. Рощино Пряхина Е.С. –студентка дополнительной профессиональной программы «Специальная дошкольная педагогика и психология» («Дошкольная дефектология») Разумова Юлия Ражаповна– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МБДОУ д/с № 342 комбинированного вида, г. Челябинск Резникова Елена Васильевна –к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Сигай Татьяна Юрьевна–студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»; учитель-логопед МБОУ ООШ № 10, г. Чебаркуль Сидельникова Анна Андреевна– студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Соколова Анна Витальевна –тифлопедагог МБДОУ ДС № 138, г. Челябинск Степанова Виктория Владимировна– студентка 4 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Студеницкая Елена Александровна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения Таланова Анна Сергеевна– студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения; учитель начальных классов КГУ «Костанайская коррекционная школа» Управления образования акимата Костанайской области Терещенко Ирина Николаевна –студентка курсов профессиональной переподготовки по программе «Специальная дошкольная педагогика и психология»; логопед МБДОУ детский сад № 5, г. Златоуст Толстова Мария Сергеевна– студентка 4 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Турбина Татьяна Анатольевна –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; руководитель структурного подразделения ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", г. Челябинск Хасанянова Зарина Рифовна– студентка 4 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Логопедия» Чапко Анна Евгеньевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Чикунова Анастасия Андреевна– студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Чистякова Марина Андреевна– студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология» Шабалина К.В. –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи» Шереметьева Елена Викторовна –к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Щербак Светлана Геннадьевна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета Издательство ЗАО «Цицеро» 454080 г. Челябинск, Свердловский проспект, 60 Подписано к печати 16.11.15. Формат 60 ´ 84 1/16. Объем уч.-изд. л. Заказ № 1052. Тираж 100 экз. Бумага для множ. ап. 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1096)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |