Классификация видов и уровней социальной коммуникации
3.2.8. Классификация обыденных социальных коммуникаций (Л.А. Петровская)[83] Петровская выделяет наиболее часто встречающиеся обыденные социальные коммуникации, а именно: 1) деловую; 2) воспитательную; 3) диагностическую; 4) интимно-личностную. Специфика коммуникации, по Петровской, во многом определяется тем, что в реальности приходится сталкиваться практически со всеми четырьмя типами коммуникации, разве что четвертый встречается несколько реже. Четвертый тип коммуникации уже рассматривался нами, поэтому остановимся на первом, втором и третьем. Деловыекоммуникации объединяют в себе свойства формальных и ритуальных и направлены в первую очередь на решение конкретной задачи, партнер по общению всегда выступает как значимая личность. Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической (А.П. Панфилова). Ожидаемый результат деловой коммуникации – оптимизация совместной деятельности партнеров. Основные задачи – продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к коммуникации, без которого деловая беседа вообще состояться не может. Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий: – обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий; – предметно-целевое содержание коммуникации; – соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, а также требований субординации и делового этикета; – взаимозависимость всех участников деловой коммуникации как в достижении конечного результата, так и при реализации личных намерений; – коммуникативный контроль участников взаимодействия; – формальные ограничения, ориентирующие на целенаправленные, регламентированные действия с использованием адекватных коммуникативных средств для достижения прагматически ожидаемого результата. Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуникативных формах: – монологической, где преобладают коммуникативные действия (высказывания) личности как субъекта – организатора процесса слушания у других субъектов – участников общения (ситуация презентации, лекция); – диалогической, когда субъекты взаимодействуют и взаимно активны (деловая беседа); – полилогической, организующей многостороннее общение, зачастую носящее характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связанное со стремлением к максимально эффективной реализации последней (деловое совещание). Таким образом, деловая коммуникация характеризуется статусно-ролевыми позициями ее участников, рядом ограничений на непосредственные межличностные отношения, которые, в свою очередь, регламентируются определенными нормами. Воспитательнаякоммуникация предполагает ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, т.е. зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему научить и т.д. Обычно такого рода беседы возможны, когда один из партнеров по общению (обучающий) обладает ситуационно или постоянно (как учитель в школе) большим авторитетом и знаниями, чем другой. Или же, что иногда затрудняет подобные ситуации, обучающему партнеру приходится добиваться необходимого авторитета в глазах объекта своего воздействия в самом его процессе. Диагностическая коммуникация своей целью имеет формирование определенного представления о собеседнике или получение у него какой-либо информации (таково общение начальника отдела кадров с оформляющимся на работу, врача с пациентом и т.д.). Здесь, как и в предыдущем случае, партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой отвечает. Конечно же, чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учитывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и умение давать соответствующие ответы.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1042)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |