· Сядет тот, кто назовет доброе слово.
· Часто ли вы произносите добрые слова?
· Кому вы их говорите? Зачем?
По очереди называют добрые слова, садятся.
Ответы детей.
- Окружающим: друзьям, родителям, учителю, воспитателю, соседям и т.п. Чтоб повысить настроение, поблагодарить, сделать приятное.
Формулирование темы и постановка цели мероприятия.
· Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?
· Сегодня мы с вами поговорим о доброте, добрых делах. (Слайд 1) Тема нашего классного часа: «Мой путь к доброте».
- С какой буквы начинается слово «добро»? (слайд 2)
- В современном алфавите эта буква называется просто «Дэ».
- Посмотрите, как называлась эта буква в старорусском алфавите?
- Что такое добро? Доброта? (щелчок по слайду)
Слайд №3. Определение понятия «добро»
Слайд №4 про качества доброго человека
- Какого человека мы называем добрым?
- О доброте
- С «д».
Работают со старорусским алфавитом, находят букву «Д», читают ее название.
-А в старинной азбуке ее именовали красиво – Добро.
- Тот, кто любит других, животных, кто готов прийти на помощь, тот, кто совершает добрые дела, поступки.
Основная часть
- А для того, чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая доброта и для чего она нужна человеку, мы сейчас отправимся в необычное путешествие.
А чтоб нам не сбиться с пути, возьмем в дорогу карту. Слайд № 5
- На чем можно путешествовать?
- Чтобы узнать, на чем мы отправимся в путешествие, отгадайте загадку.
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. Слайд №6
- Как управляют кораблем?
- Вот вам штурвал. А кто управляет кораблем?
- Давайте выберем капитана.
Слайд №7.
- Возьмите штурвал в руки, поплыли.
Слайд №8.
- Посмотрите, перед вами 2 капитана нашего путешествия. Давайте определим, которого из них вам хотелось бы взять на корабль?
- Как вы это определили?
- Значит, о человеке, о его душе может рассказать его взгляд, мимика, жесты.
- А еще о том, добрый человек или нет, могут рассказать поступки.
- Посмотрите, каждый капитан послал вам о себе послание, давайте скорей прочитаем его.
Первое послание (напечатано на листе, свернутом в свиток)
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда-
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Второе послание (напечатано на листе, свернутом в свиток)
А я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом, злостьюдорожу,
Кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда,
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.
- Какой из капитанов приятен вам? Почему?
- Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Доброта – это стремление человека дать полное счастье окружающим людям, всему человечеству.
Слайд №9.
- Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение?
- И что же от этих лучей мы ощущаем?
- Посмотрите, у нас появилось свое солнышко, но, увы, оно без лучиков, они спрятаны на островах. Давайте скорей отправимся путешествие, чтоб найти все его лучи.
- На машине, пароходе, корабле и т.п.
- Корабль.
- Штурвалом.
- Капитан.
Дети встают со своих мест, и под музыку передают штурвал по кругу, на ком музыка остановилась, тот и капитан.
Берут штурвал в руки, имитируют повороты влево, вправо.
Ученики рассматривают слайд с двумя капитанами, выбирают улыбающегося капитана.
- 2 капитан злой, возьмем первого.
- По выражению лица.
Дети берут заранее заготовленный учителем свиток, совместно с учителем читают послание.
Первый свиток читает первая команда, второй – вторая команда.
Ребята делают вывод, что первый капитан добрый, его и надо брать в плавание.
- Первый, который всем помогать готов, приветлив и здоров и т.п., потому что с ним будет спокойно, приятно, весело, дружно.
- Солнышко всех озаряет своими лучами.
- Теплоту.
Зрительная гимнастика, физминутка
Слайд №10. Электронная физминутка для снятия усталости с глаз.
Продолжение мероприятия.
ПУТЕШЕСТВИЕ
Слайд №11. Посмотрите в бинокль, к какому острову мы приплыли?
Остров пословиц.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. (Первая часть у групп, а вторая у доски около капитана).
Проверка по слайду №12.
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Молодцы, справились с заданием, давайте прикрепим лучики к нашему солнышку (каждая команда прикрепляет по 1 лучу)
Город вежливости.
Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 13).
- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? Какая команда знает больше вежливых слов?
Слайд №14.
Слайд №15
- Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – для чего они нужны?
- Молодцы, справились с заданием, давайте прикрепим лучики к нашему солнышку (каждая команда прикрепляет еще по 1 лучу).
- Поплыли дальше. Слайд 16.
Сказочная долина.
- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Как думаете, человек рождается добрым и вежливым или этому надо учиться? Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 17). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
- Я называю сказочного героя если он добрый герой вы ему хлопаете, если злой закрываете лицо своими ладошками.
- Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев. Почему вы некоторым хлопали, а от других прятались.
- Молодцы, справились с заданием, давайте прикрепим лучики к нашему солнышку.
Слайд №18.
Добрая земля.
(Слайд №19, 20)
- Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля». Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (При нажатии на мышь, на слайде появляются названные детьми предметы).
- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле?
- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.
- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей, от того, как мы будем к ним относиться. Какие поступки мы будем совершать: добрые или нет.
- Какие поступки называют добрыми?
Слайд №21, 22.
- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Посмотрите, под лучами солнца выросло доброе дерево. Как вы думаете, какие плоды на нем вырастут?
Имитируют руками бинокль, приподымаются с места, чтоб лучше разглядеть название острова.
Один из участников выходит, выбирает вторую часть пословицы и возвращается к группе
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц)
Выходит представитель от каждой команды, размещает лучи на солнце.
-По очереди называют слова вежливости: добрый день, добрый вечер, доброе утро, спасибо, пожалуйста, комплименты.
- Для того чтобы поблагодарить, поздороваться, сделать приятное.
- Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
- Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому, а другие наоборот.
- Каждая команда прикрепляет по 1 лучу.
- Должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады.
- Да.
Дети отвечают с опорой на слайд.
-Выбирают из плодов с надписями: счастье, удача, здоровье, хорошее настроение, горе, неудача, болезнь, грусть, печаль, друзья - подходящие.
Итог.
- Что приносит нам доброта? Зачем мы делаем добрые дела?
- Если каждый в своем сердце посадит такое дерево, то обязательно получит все его плоды. Какие? (повторение по доброму дереву)
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...