Магия в связи с Астрологией у Сабеистов и Персов
а дальнейших ступенях развития человечества понятие о ма- Í гии, волшебстве и их характере совершенно изменяется; ма- гия получает другое направление. Понятие о черной магии и ее чудесах, о волшебстве и заклинаниях злых духов и отшедших душ остается на долю толпы. Жрецы же, т. е. специалисты по магии, со- вершенно иначе относятся к магии. Вместо дурацких, ни к чему не ведущих заклинаний и бессмысленного, убийственного для жреца колдовства, каста жрецов стала изучать астрономию, физику, меха- нику, химию и т. п., и на этом новом поприще оказала блестящие успехи. Труды на этом новом поприще, — на поприще белой или естественной магии, насколько они дошли до нас, останутся незабвен- ными для науки. Правда, что на первых порах было много таинст- венного в магии через примесь астрологии, но с течением времени эта таинственность весьма много ослабела. Этот, впрочем, недоста- ток бледнеет перед теми открытиями, какие сделаны магиками в этот период. Одно только в магиках ни чем не может быть оправ- дано, — это отношение жрецов или магиков к массе, от которой они тщательио скрывали все свои познания. Мы видели значение жреца и его отношение к обществу — в до- историческом состоянии общества. Совсем в другое отношение к об- ществу становится он при дальнейшем развитии общества, когда вместо фетишизма выступает на сцену религиозных убеждений бо- готворенис светил и сил природы. Теперь божество нельзя, так ска- зать, иметь под рукою, как фетиша. Нужно особенное знание и ис- кусство отгадывать волю божества в течении светил и знамениях сил природы. Для этого нужна целая наука, особая школа. И вот яв- ляется класс людей с преимущественным, почти исключительным назначением служить посредником между божеством и людьми. Это посредничество взяло на себя сословие жрецов, занимавшееся наблюдением светил и их отношения к судьбам людей, изучением сил природы и гаданием о значении и смысле их знамений. И жре- цы, как мы сказали, много успели на этом поприще. Даже Индий- цы, которые на свою религию и науки смотрели, как на совершен- нейшие, считали Египтян самыми искусными волшебниками1 . Сабеисты переносят свое божество от земли на небо, предпола- гают божество в звездах, как самых блестящих явлениях природы, видят в них особые самостоятельные божественные существа и при- писывают им особенное магическое влияние на жизнь земли и ее
«Тысяча и одна ночь», ночь 507.
173
обитателей. Эти новые божества не то, что фетиши; они гораздо вы- ше, дальше и недоступнее для человека: здесь выступает на сцену звездная сила, явления которой, по сознанию Сабеистов, стоят в не- обходимой связи с целой жизнью природы и в виде неизменного закона, или рока, господствуют над самим человеком. Все творение Сабеисты разделяли на круги, состоящие под особен- ным влиянием звезд и каждому небесному телу приписывали осо- бенную силу действия; так, солнцу приписывали сухость и теплоту, луне — влажность, Меркурию — смешение тех и других свойств, Сатурну — холод и засуху, Юпитеру — умеренную теплоту, Марсу — жар, Венере — теплоту и влагу, и утверждали, что эти силы в част- ных кругах жизни самым правильным образом производят извест- ные явления и изменения жизни. По этим же свойствам солнце, луна и земля считались благодетельными божествами, а Сатурн и Марс зловредными, и т. п. Халдеи думали, что заклинаниями мож- но вызывать души усопших и заставить их открывать живым буду- щую их судьбу. Аравитяне думали, что душа во сне приносит наблю- дения из другого мира. Сознание зависимости от высших сил выражалось у Сабеистов гру- бым фатализмом, или верованием в слепую необходимость рока; с другой стороны — при пробуждении в человеке хотя неясного чув- ства собственной свободы, сознание зависимости перешло в стрем- ление до некоторой степени покорять себе природу и владычество- вать над необходимостью, но не безотчетным колдовством, а неко- торого рода знанием. Далее, желая вступить в живую личную связь с божеством, Халдеи измыслили для этой цели особую науку. Таким образом, у Халдеев образовалась наука магия, как выра- жение стремления покорять себе природу; астрология, как выраже- ние стремления вступить в личную связь со звездами; снотолкова- вание и заклинание душ усопших как выражение стремления уга- дать будущее. Иерархическим средоточием всего астрологического звездопокло- нения был Вавилон, где Халдеи, как каста жрецов, занимались звез- дочетством при храме Бела (солнца). С течением времени в Асси- рийско-вавилонском царстве Халдеи составили отдельный, самостоя- тельный элемент народа и были хранителями астральной религии, которая от грубого волшебства шаманов возвысилась до астрологи- ческой системы. Как уважали в Персии магию, видно из слов Порфирия1 , по сви- детельству которого царь Персидский Дарий имел такое высокое понятие о магии, что на монументе своего отца Гистаспа приказал надписать: «Он был главою и наставником Персидских магов». Действительно, стремление Халдеев покорить себе природу в из- вестной степени было удовлетворено, вследствие их познаний и опыт-
Porphyr., De abstinent., Lib. IV, § 16. Vid. et Ammian Marcell. Lib. XXIII.
174
ности. Чудеса магического их искусства показывают, что они знако- мы были с физикой, химией, механикой и математикой и долго на- блюдали над природой. Мы приведем и, хоть приблизительно, объяс- ним два-три чуда из магических действий Халдеев. Известно, что Дарий Гистасп, вступив на престол Персидский, по- требовал себе божеского поклонения. Подданные изумились от это- го требования, потому что никто не видел ничего божественного в своем венценосце. Но скоро суеверный ужас обуял Персов. В первый раз, как только они явились во храм, чтобы исполнить требование повелителя, последний доказал, что он человек необыкновенный, вос- седая на золотом троне и отвечая на жертвоприношения поклонни- ков громом и молнией. Успех был самый поразительный. Невеже- ственная масса признавала своего повелителя за его чудеса не про- стым человеком, а божеством, но для магов или жрецов фокусы Гистаспа не были чудесами и потому они не считали его божеством. Подобные чудеса на театральных сценах очень нередки, хотя актеры — не божества. Мы, правда, не имеем точных сведений о том, как именно Гистасп производил гром или молнию, но мы легко можем представить себе это, если припомним, что подобные же явления молнии производятся в театре при употреблении плаунного семени (ликоподия); для произведения грома нужно только известное уст- ройство сводов и стен, при искусном устройстве которых можно не только видоизменять, но и усиливать звуки, похожие на гром, град и пр. — с изумительной точностью. Нужно знать, как устроен был золотой трон Гистаспа, как устроены были своды и стены храма, и была ли какая-нибудь связь между троном и стенами, чтобы опре- делить в точности, как именно производил Гистасп гром. В каждом физическом кабинете можно производить сильные выстрелы и яр- кие искры электрической машиной. Очень может быть, что и в хра- ме Персидском было что-нибудь похожее. Страбон рассказывает, что в Каппадокии жрецы Дианы в извест- ные праздники ходили босыми ногами по раскаленным плитам. Кто незнаком с секретом этого хождения, для того рассказанный факт покажется или выдумкой Страбона, или совершенным при по- мощи магии, или колдовства. Чтобы удивить неопытных, мы при- ведем еще более поразительный факт из истории Персидской магии. В начале 4-го века нашей эры, религия огнепоклонников, преж- де столь cлавная, начала видимо клониться к падению. Царствовав- ший в это время в Персии Сапор, ревностный поклонник и благо- говейный почитатель Зороастрова учения, призвал ученейших ма- гов или жрецов и приказал им изыскать средство для поддержания господствующей религии. Жрецы очень хорошо понимали, какого рода средства для поддержания религии нужно представить суевер- ному большинству. Один жрец, Абурабаг-Мабрасфанд, с согласия своих товарищей, собрал народ и объявил, что он готов при всех присутствующих броситься в огонь в доказательство того, что их ре-
лигия, их учение истинны. Это испытание заключалось в том, что на тело жреца нужно было вылить полпуда расплавленной меди. Столь страшное испытание было предложено так решительно, что немногие нашлись, которые отнеслись к делу скептически. Чтобы удивить большинство и убедить меньшинство, жрец бестрепетно и безвредно выдержал огненное испытание1 . Каково? Ведь для незнающего, в чем дело, представляется, что это — или вымысел, или обман чувств, или содействие духов, или наконец чудо, совершенное богом огня. Ничего однако ж подобно- го не бывало. Многие философы и историки смеялись над этим и по- добными рассказами, как над вымыслом, потому что не знали зако- нов химии. Более суеверные думали, что это волшебство, магия. Но так могли и могут рассуждать только суеверные. Такие чудеса тво- рили люди, никогда не слышавшие, а еще более никогда не знав- шие секретов Персидской магии; чудеса такого рода совершали ра- ботники на чугунно-плавильных и железоделательных заводах. Из донесения ученого Перрея парижской академии наук видно, что работник из железоделательного завода за два франка согла- сился ступить обнаженной ногой на раскаленную плиту. Работник подошел к чугунной плите, только что отвердевшей и еще накален- ной почти добела, тщательно смел с нее все нечистоты, бывшие на ее поверхности, разулся, обтер ногу и быстро ударил по раскаленной плите обнаженной ногой, потом вскочил на нее и несколько раз прыгнул на ней. Другой работник, никогда не делавший этого опы- та, счастливо повторил опыт первого. Наконец сам Перрей слегка ударил трижды по раскаленной плите обнаженной ногой, но сту- пить не решился, хотя и уверен был в безопасности. Таким образом, два работника и Перрей были подражателями, правда слабыми, уче- ным магикам древности. Другой работник, по словам Бекмана, черпал рукой расплавлен- ную медь. Дело было в Ауэштедте в сентябре 1765 г. Подержав нес- колько минут кисть одной руки под мышкой другой, работник оку- нул ее в расплавленную медь, зачерпнул немного этой жидкости и бросил на стену, где медь рассыпалась каплями, остывшими уже на полу. Рука работника от этой забавы нисколько не повредилась. Французский физик Бутиньи в начале 1849 года узнал, что ра- ботники одного железоделательного завода ступают голыми ногами на раскаленное добела железо, а также опускают руку в расплавлен- ный чугун. Бутиньи сам потом видел эти фокусы, и наконец в ап- реле того же года безнаказанно сам повторял эти фокусы: он рассе- кал обнаженной рукой расплавленный чугун толщиной до полутора вершков, а также опускал руку, конечно голую, в расплавленный чугун.
Dictionnaire histor., critiq. et bibliogr., XXVII, 417.
176
Удивленный читатель, незнакомый с такими фокусами, непре- менно скажет: или все это вздор, или обман, или это фокусники на- стоящие, как есть колдуны. Эти забавы объясняемы были различно: одни объясняли их колдовством, магией, конечно, черной, другие считали вздором, третьи объясняли чисто физически и объясняли различно. Варрон думал, что люди, ходившие, для потехи богов, по раскаленным металлам, для предохранения себя намазывали по- дошвы ног особенным составом, который они хранили в великом секрете. Бекман думал, что работники так безнаказанно забавляют- ся с расплавленным металлом вследствие нечувствительности, чрез- вычайной огрубелости кожи, покрывающей руки работников. Но как Варрон, так и Бекман ошиблись, по крайней мере в отношении к работникам железоделательных заводов. Как мы видели, они не на- тирались никакими мазями; огрубелость совершенно недостаточна для того, чтобы тело не подверглось ожогу. Итак, каким же средст- вом как персидский маг, так работники спастись от ожога — ужели чудесным? Ничуть не бывало, а самым простым и естественным образом. Для достижения цели необходимы два главных условия. Прежде всего и важнее всего — это решимость, самоуверенность в безвредной потехе. Это — чисто психологическое условие, без кото- рого немыслимо выполнение опыта. Напротив, трусость никогда не решится почти ни на какой серьезный опыт, — и если бы челове- чество состояло из трусов, то оно никогда бы не развилось так ши- роко и глубоко, если можно так сказать; науки не добились бы до тех результатов, до которых они дошли усидчивостью, терпением, трудом и особенно решимостью многих отдельных индивидуумов Перрей и Бетиньи решились и убедились на опыте, что шалить с расплавленными металлами безнаказанно — позволительно смерт- ным всем и каждому, исключая трусов. Это первое, чисто психологи- ческое, внутреннее, субъективное, зависящее от характера лично- сти, условие, — самое необходимое для опыта. Второе условие, кото- рым обладает и трус, чисто физиологическое и по отношению к пер- вому внешнее условие, на которое указал Бекман, хотя сам не обра- тил на него внимания. Физиологическое условие — это пот, которым покрыто было тело у людей, купавшихся в расплавленной меди, или черпавших руками чугун, или прогуливавшихся по накаленному до- бела железу. «Подержав несколько времени ладонь и пальцы пра- вой руки, говорит Бекман, под мышкой левой, работник зачерпнул правой рукой» и т. д. Решимостью и потом спас свое тело от сгорае- мости персидский маг; таким образом спасли себя и работники. Жар персидский известен читателю, если только он знаком с гео- графией, а после этого неудивительно, что тело мага постоянно по- крыто было потом и притом обильным, который условливался еще и одеждой мага. Далее, перед горнами и плавильными печами, вслед- ствие сильного жара, сильная испарина очень естественна и необхо- дима на теле работников.
Недавно г. Бутиньи открыл, что если какая-нибудь жидкость будет брошена на сильно раскаленное тело, то она принимает вид сплюс- нутых капель, быстро вертящихся на своей оси и весьма медленно испаряющихся. В этом может убедиться каждый, если плюнет на раскаленную плиту, на самовар, на дверцу печи, утюг и т. п. Это свой- ство жидких тел Бутиньи назвал сфероидальным состоянием. В упо- мянутых опытах существует очевидная, явная связь, зависимость меж- ду явлениями несгораемости человеческого тела и сфероидальным состоянием жидкостей или, проще, пота. Как только рука или дру- гая часть тела, напр. нога, погружается в расплавленный металл, то пот, покрывающий тело, касаясь металла, принимает сфероидаль- ное состояние и предохраняет руку от опасной жидкости металла. На это могут сказать, что пот может предохранить только частицу тела и притом от случайного, нечаянного прикосновения к рас- каленному железу. Но дело в том, что рука вовсе не прикасается к металлу, будете ли вы производить опыт над несколькими золотни- ками или над несколькими пудами расплавленного металла. Впе- чатление, производимое жаром, будет одинаково в обоих случаях. Все дело в том, что раскаленные поверхности отталкивают от себя прикасающиеся к ним жидкости или положительно сопротивляют- ся им. В этом случае мы укажем читателю на удивительные опыты Тиндаля, описанные им в его сочинении «О теплоте». В этом со- чинении он самым наглядным образом доказал сфероидальность жидких тел и отталкивающую силу раскаленных поверхностей в соприкосновении их с жидкими поверхностями. Читатель скажет: а лучеиспускание разве не имеет здесь значения? На это заметим, что жидкости в сфероидальном состоянии, как давно доказано, способны отражать от себя теплород так, что никогда не нагреваются до точки собственного кипения. Напр. вода, кипящая обыкновенно при 100º по Цельсию, не доходит в сфероидальном состоянии до темпера- туры, превышающей 96º. Пока влага не испарится, до тех пор она отражает теплород, опасный для тела, погруженного в металл. Зна- чит, можно держать руку в металле, пока не испарится влага; а пос- ле этого времени можно повредить руку, если держать ее в металле долее. Мы привели поразительнейшие фокусы магов, пред которы- ми все другие бледнеют, и объяснили естественным образом. А пос- ле легко также объяснить и другие, если бы только стоило объяснять. Если читателю встретится в таком роде факт, то прежде всего он дол- жен обратиться к физике и в ней поискать объяснения или по край- ней мере возможности подобных фактов, потом обратить внимание на те факты и условия, при которых совершился подобный факт и т. д. Многого, конечно, нельзя объяснить удовлетворительно при настоящем состоянии науки, но с течением времени все фокусы, ос- нованные на законах естественных наук, будут объяснены вполне. Что же касается до рассказов о вызывании теней мертвых, о низ- веденин луны на землю и т. п., то все это чистейшие сказки, осно-
ванные на суеверии народном, над которыми смеялись впоследст- вии и сами жрецы, и если не разубеждали народ в его суеверии, то потому только, чтобы народ боялся и почитал их, благоговел и по- виновался пм. Как средство возвысить себя пред народом, изучать как природу вселенной вообще, так и человека в частности, и извле- кать из этого изучения естественную и необходимую пользу, жрецы всех народов изучали магию. Была она, как мы видели, в доисто- рическом состоянии человечества, существовала, как мы видели, у Шаманов и Персов. Встречаем ее также и у других восточных наро- дов: Китайцев и Индийцев. Веды и законы Ману подтверждают это. Она была также у Хананов и других. Но особенно она процветала у Персов, о которых мы сейчас говорили, и Египтян, которых Индий- цы считали самыми искусными волшебниками. С течением времени, с развитием в человечестве новых идей, с развитием и распространением христианства, с политическим ослаб- лением народов древних восточных, пала и магия, которая, как нау- ка, отжила свой век для восточных народов, у которых теперь нет почти и следов той великой науки магии, над которой столько ис- тратило сил, средств и времени древнее жречество древних пред- ков современных восточных народов. На долю современных восточ- ных народов осталось только суеверие. По свидетельству путешест- венников, на востоке суеверие, стремление к магии и чародейству и по настоящее время весьма развиты, а особенно в той стране, в ко- торой некогда процветала особенно магия — в Персин как между огнепоклонниками, происшедшими от древних Халдеев, так и меж- ду Персами, последователями Магомета. Еще и в настоящее время близ Баку, на полуострове Апшерон, у Каспийского моря, горят пары горного масла, просачивающегося на поверхность земли и близ этих вечных огней живут огнепоклонни- ки — жалкие остатки древних магов, прославивших некогда учение Зороастра («Рассказы о темных предметах» М. С. Хотинского, стр. 416).
∆∆∆
ГЛАВА XX
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |