Классификация предприятий (фирм)
В рыночной экономике существует огромное количество разнообразных предприятий и фирм, которые можно сгруппировать по различным признакам: 1. По хозяйственно-правовому статусу, организационно-правовой форме (ОПФ): статус предприятия определяется в законодательном порядке. В ГК РФ (часть I) записано, что все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. I. Коммерческие организации 1. Хозяйственные товарищества и общества: – полное товарищество; – товарищество на вере (коммандитное товарищество); – общество с ограниченной ответственностью; – общество с дополнительной ответственностью; – акционерное общество; – дочерние и зависимые общества. 2. Производственные кооперативы. 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: – унитарное[2] предприятие, основанное на праве оперативного управления; – унитарное предприятие, основанное на основе хозяйственного ведения. II. Некоммерческие организации: 1. Потребительский кооператив[3]; 2. Общественные и религиозные организации (объединения); 3. Государственные и муниципальные предприятия 4. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы); 5. Фонды и учреждения. 2. По форме регистрации: - с образованием юридического лица; - без образования юридического лица; - с применением наёмного труда; - без применения наёмного труда. 3. По форме собственности: - частные – все виды предприятий не государственного сектора; - муниципальные; - государственные. 4. По принадлежности капитала: – национальные; – иностранные; – смешанные; 5. По роду деятельности: – производственные – посреднические – информационные – консультационные – брокерские – инвестиционные – аудиторские и т.д.; 6. По отраслевой принадлежности: – промышленные – строительные – транспортные – торговые – медицинские и т.д. 7. По контролю: – головные – дочерние – филиалы – ассоциированные (входящие в объединение); 8. По характеру управления: а) управляемые в интересах собственника: -индивидуальные (управленческие и трудовые функции совмещены); -партнёрства (товарищества или общества или кооперативы); -корпорации (акционерные общества); б) управляемые трудовым коллективом (народные предприятия); в) управляемые государством (на федеральном или местном уровне). 9. По масштабам производства: - мелкие (малый бизнес); - средние; - крупные. Классификация предприятий по размерам осуществляется на основе какого-либо показателя (количество занятых, размер активов или валовая выручка за год и др.) Чаще всего в качестве критерия размера предприятия используется численность занятых. Поскольку государство поощряет развитие малого бизнеса, то в законодательстве многих государств существует критерии отнесения предприятий к малым. Так по российскому законодательству к малым относятся предприятия: в промышленности – до 100 чел. персонала, в с/х – до 60 чел, в других отраслях – до 50 чел. Малым может быть предприятие любой формы собственности или организационно-правовой формы, функционирующее в любой сфере экономики. Выделение малого бизнеса в самостоятельную форму предпринимательства связано, во-первых, с местом и ролью этих предприятий в современной экономике и, во-вторых, с отношением к ним со стороны государства. Малые предприятия выступают как наиболее мобильная форма бизнеса. Они: – быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры; – способствуют насыщению рынка товарами при появлении новых потребностей; – создают новые рабочие места; – способствуют быстрому освоению достижений НТП; – формируют конкурентную среду. Именно поэтому правительства всех стран оказывают поддержку малым предприятиям, предоставляя им налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-техническую помощь. В настоящее время малые предприятия занимают весьма высокий удельный вес в экономике большинства стран. Так, в США действуют около 20 млн. малых и средних предприятий, на которых занято более 50% работающих, доля этих предприятий в национальном объеме производства превышает 50%. В Японии действует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают работой 78% занятых и создают более 52% национального объема производства. В России количество малых предприятий значительно меньше той критической массы, которая требуется для создания конкурентной среды. Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 30-50 жителей, то России необходимо 3,5-5 млн. малых предприятий. В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функции первопроходца в научно-технической сфере. Стали возникать и активно развиваться так называемые венчурные предприятия (от англ. «эдвенчур» – приключение, смелое предприятие). Венчурные предприятия – это малые предприятия, занятые научными исследованиями, опытно-конструкторскими, инженерными разработками, внедрением нововведений, а также оказывающие разного рода инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции) и т.п. Особенностью венчурных предприятий является их нацеленность на реализацию «рисковых проектов». Венчурные предприятия часто создаются для опробирования, «прокатки» крупных капиталоемких проектов по производству нового продукта. Статистика показывает, что, например, в США 20% венчурных фирм затем превращаются в крупные корпорации, 60% поглощаются более крупными компаниями, 20% – разоряются. Определенный интерес представляет собой такая форма организации малого бизнеса, как франчайзинг (от англ. «франчайз» – льготный) – система мелких фирм, которые заключают соглашение на право пользования товарной маркой крупной фирмы. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты взаимовыгодны, так как мелкие фирмы получают льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |