Ценообразование и характеристики рынка
ВВЕДЕНИЕ
Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают реальное воздействие на движение материальных потоков, уровень доходности предприятия. Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, вопрос о ценах – это вопрос их существования и благополучия. Поэтому знание правил разумной ценовой стратегии и политики, этапов разработки цен, методов их установления – это вопрос финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия, средство достижения желаемых финансово-экономических результатов. Цели и задачи курса – подготовить студентов к самостоятельной постановке и осмысленному решению задач в области ценообразования; расширить знания студентов о теоретических основах ценообразования; познакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования; привить студентам навыки решения прикладных задач в области ценообразования. Требования к уровню освоения курса.В результате изучения курса студент: должен знать: – теоретические основы рыночного ценообразования; – основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования; – содержание основных методов ценообразования; – характеристики ценообразования на различных рынках; – закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования; – опыт зарубежных и отечественных фирм в области ценообразования; должен уметь: – провести маркетинговые исследования рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение, выделить основные ценообразующие факторы; – применить известные методы ценообразования; – оценить эластичность спроса; – обосновать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования; – провести статистические и прогнозные исследования динамики цен; – осуществить анализ безубыточности ценовых решений; должен понимать: – место курса в системе маркетинга, взаимосвязь ценообразования с другими инструментами механизма управления. Ценообразование и характеристики рынка
Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он работает. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре типа рынка: 1) свободная конкуренция; 2) монополистическая конкуренция; 3) олигополия; 4) монополия. В области ценообразования на рынке свободной конкуренции: – цены предложения равны ценам спроса на эти товары. В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияние на рыночное равновесие; – отсутствуют барьеры для вступления в рынок, что ведет к росту общего предложения и падению цен; – для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции характерна адаптивная политика цен, то есть политика приспособления к ценам, сложившимся на рынке; – оптимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж. В области ценообразования на рынке монополистической конкуренции: – ценообразование осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар; – продавцы вынуждены осуществлять маркетинговые исследования с целью позиционирования своего товара, определения уровня цен; – продукция взаимозаменяема, поэтому спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов; – при установлении цены учитывают в первую очередь реакцию покупателей, а не конкурентов. Особенности ценообразования на рынке олигополии: – необходимо учитывать государственное регулирование деятельности предприятий на рынке данного типа; – стремление согласовать действия в области ценообразования с конкурентами; – сговор между фирмами может носить законный характер, например, создание картеля, либо противозаконный характер, например, тайное сотрудничество; – возможно установление цен на минимальном уровне с целью создать препятствие для появления на рынке новых конкурентов. Особенности ценообразования на монополистическом рынке: – фирма-монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама их устанавливает; – цены на товары ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием конъюнктуры рынка; – в связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность регулируется государством.
Тесты 1. Под монополистической конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой: а) взаимодополняемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей; б) взаимодополняемые товары производятся небольшим числом независимых друг от друга производителей; в) взаимозаменяемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей; г) все товары производятся в условиях конкуренции.
2. На рынке свободной конкуренции предприятие придерживается: а) адаптивной политики цен; б) политики приспособления к ведущим конкурентам; в) маркетингового ценообразования; г) политики доминирующего лидерства.
3. Продавцы придерживаются политики адаптивного ценообразования: а) на олигопольном рынке; б) рынке монополистической конкуренции; в) рынке свободной конкуренции; г) монопольном рынке.
4. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой: а) в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия; б) товар однороден, входные барьеры отсутствуют, имеется один продавец и много покупателей; в) товар однороден, имеется много продавцов и один покупатель; г) в отрасли один производитель и несколько покупателей, товар однороден.
5. Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, состоит в том, что: а) имеются серьезные барьеры для вхождения на рынок монополистической конкуренции; б) конкурирующие фирмы продают дифференцированный товар, а не однородный; в) в длительном периоде в условиях монополистической конкуренции фирмы получают экономическую прибыль; г) конкурирующие фирмы продают уникальные товары.
6. В группу условий совершенной конкуренции входит условие: а) имеется много продавцов и покупателей и каждый из них производит лишь малую долю всего объема этого товара; б) товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателя; в) информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна; г) отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль для нового производителя и нет препятствия для выхода их из отрасли.
7. Поощрительное или сдерживающее воздействие цены на производство и потребление различных видов товаров обеспечивается: а) учетно-измерительной функцией; б) стимулирующей функцией; в) регулирующей функцией; г) распределительной функцией.
8. Функцией, показывающей, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции, является: а) учетно-измерительная функция; б) стимулирующая функция; в) функция перелива капитала; г) распределительная функция.
9. Для рынка монополистической конкуренции характерно: а) ценообразование в полной зависимости от конкурентов; б) ценообразование в соответствии с позиционированием товара; в) чисто монопольное ценообразование; г) соглашение по ценам.
10. Когда говорят, что конкурентная фирма является «ценополучателем», имеется в виду, что: а) фирма получит максимальную прибыль, если снизит удельные затраты, а не цену; б) фирма не имеет возможности воздействовать на уровень рыночных цен; в) фирма будет корректировать объем выпуска, не контролируя уровень издержек производства; г) рыночная цена продукта никак не влияет на решение фирмы о производстве.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1047)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |