Основные термины и понятия
Акциз –федеральный косвенный налог, введенный в России на товары престижного ассортимента, предметы роскоши, деликатесной продукции и два вида минерального сырья – нефть и природный газ в 1992 году Баррель – единица измерения сырой нефти, используемая в мировых ценах на нефть. 1 баррель – 159 литров нефти ГРО – газораспределительная организация ГРЭС – государственные районные электростанции, обслуживающие потребности экономического района. Дебит скважин – объем нефти или газа, поступающих в единицу времени из естественного или искусственного источника. Естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. ППС -паритеты покупательной способности РЭК -региональная энергетическая комиссия Тариф – цена услуги. ФОРЭМ – федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. ФЭК – федеральная энергетическая комиссия.
ГЛАВА 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ Рынок потребительских товаров и услуг Рынок потребительских товаров и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением. Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу. Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров является цель их использования покупателем. В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ[26] продажа товаров относится к розничной торговле, если эти товары предназначены для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продажа товаров юридическим и физическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности относится к оптовой торговле. После 1998 г. рынок потребительских товаров и услуг развивается достаточно высокими темпами. Таблица 2.1 Динамика рынка потребительских товаров и услуг в России, в млн. руб. и в % к 1998 г. в фактически сложившихся ценах[27]
С 2000 года более высокими темпами увеличивается оборот общественного питания. Если оборот розничной торговли на душу населения в тыс. руб. в 1998г. составлял 7088, в том числе продовольственных товаров 3332 и непродовольственных товаров 3756, то в 1999г. соответственно 12283, 5918 и 6365, в 2000 г. 16113, 7486, 8627, а в 2001г. 21090, 9716, 11374. В 1998г. на душу населения объем платных услуг составлял 2180 руб.; в 1999 г. 3047 руб.; в 2000 г. 4172 руб., в 2001 г. – 5694. При этом на долю бытовых услуг в 2001г. приходилось 25,3%, жилищно-коммунальных – 22,2%, а пассажирского транспорта – 11,9%. По сравнению с 1998 г. наблюдается снижение доли пассажирского транспорта (в 1998г. 24,5%) и, наоборот, рост доли бытовых услуг (в 1998г. 16,7 %). На значительное увеличение оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг оказывал рост розничных цен (тарифов). Так, с 1998г. по 2001г. наблюдался рост потребительских цен особенно на такие товары как говядина и свинина (в 2,3 раза), колбаса вареная (в 2,2 раза), хлеб и булочные изделия (в 2,1 раза), водка (в 2 раза), молоко цельное и рыба мороженая (около 2х раз). Нижеследующая таблица (2.2.) характеризует индексы физического объема розничной торговли.
Таблица 2.2 Индексы физического объема розничной торговли (1990 г. = 100, в сопоставимых ценах)[28]
Физический объем розничной торговли до 2001г. был ниже уровня 1990г. В 1999 г. он несколько снизился (по сравнению с 1998г.), но уже в 2000г. наметилась тенденция к росту. Физический объем общественного питания не достиг еще уровня 1990г., хотя наблюдается тенденция его увеличения, кроме 1999г., когда, как и в розничной торговле, он несколько снизился. Следует заметить, что основная доля оборота как в розничной торговле, так и общественного питания приходится на малые предприятия, при этом их доля имеет тенденцию к росту. Доля крупных и средних организаций в общем обороте розничной торговли в 2001г. составляла 16,3% (в 1998 г. – 20,2%), в обороте общественного питания 37,8% (в 1998 г. – 38,3%), т.е. снизилась. Об изменении товарной структуры оборота розничной торговли свидетельствуют данные таблицы 2.3. Таблица 2.3 Товарная структура оборота розничной торговли в процентах[29]
По сравнению с 1990г. доля продовольственных товаров в 2001г. увеличилась с 42,9% до 46,1%, а доля непродовольственных товаров, наоборот, снизилась соответственно с 57,1% до 53,9%. Эти изменения в значительной степени связаны с ценами потребительских товаров и услуг населения и свидетельствуют о некотором снижении уровня жизни населения с 1992г. до 2000г. С 2000г. наметилась тенденция к увеличению этого уровня.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |