Государственная измена
Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, -
Вопрос 153 Отличительная особенность должностных преступлений состоит в том, что они совершаются людьми, которые сами призваны соблюдать и охранять законы. Широкая распространенность этих преступлений, коррумпированность государственного аппарата во многих странах Запада заставляет законодателей этих стран принимать особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблениями и другими опасными должностными преступлениями и, напротив, не придавать большого значения менее опасным и более распространенным преступлениям чиновников (например, получение подарка на относительно небольшую сумму не считается преступлением). Уголовный Кодекс Украины в настоящее время понятия должностного преступления не содержит. В теории уголовного права под должностными преступлениями понимаются общественно опасные деяния (действия или бездействия), совершаемые должностными лицами с использованием предоставленных им законом прав и полномочий вопреки интересам службы либо путем неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей, которые причиняют существенный вред либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда нормальному функционированию государственных либо самоуправляющихся органов, предприятий, учреждений или организаций независимо от форм собственности. Таким образом, признаками должностных преступлений, отличающими их от других преступных посягательств, являются: 1) эти преступления совершаются должностными лицами; 2) преступления заключаются в использовании этими лицами предоставленных им законом прав и полномочий вопреки интересам службы либо в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей; 3) преступления причиняют существенный вред либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда нормальному функционированию государственных либо самоуправляющихся органов, предприятий, учреждений или организаций независимо от форм собственности. В главу VII Особенной части УК «Должностные преступления» помещены следующие преступления: • злоупотребление властью или должностным положением (СТ.165УК); • превышение власти или должностных полномочий (ст. 166 УК); • халатность (ст. 167 УК); • получение взятки (ст. 168 УК); • посредничество во взяточничестве (ст. 169 УК); •дача взятки (ст. 170УК); •провокация взятки (ст. 171 УК); •должностной подлог (ст. 172 УК). Переходя к характеристики преступлений рассматриваемой главы, следует обратить внимание на два обстоятельства: во первых, в эту главу включены не все должностные преступления, а лишь те, которые являются общими, т. е. могут быть совершены любым должностным лицом. Преступления, которые могут быть совершены лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками, расположены в других главах УК (например, подлог избирательных документов, приписка или неправильный подсчет голосов (ст. 128 УК) — в главе IV «Преступления против политических и трудовых прав граждан», вынесение судьями заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления (ст. 176УК)—в главе Vin «Преступления против правосудия»); во-вторых, расположенные в главе «Должностные преступления» составы посредничества во взяточничестве (ст. 169 УК) и дачи взятки (ст. 170 УК) должностными преступлениями не являются, поскольку совершаются общим субъектом. Их отнесение к рассматриваемой главе вызвано лишь неразрывной Связью с должностным преступлением, предусмотренным в ст. 168 УК — получением взятки. Объектам преступлений, предусмотренных в главе VII УК, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственных либо самоуправляющихся органов, предприятий, учреждений или организаций независимо от форм собственности. Дополнительным объектом отдельных преступлений могут быть личность, собственность, другие права и законные интересы граждан. Для отдельных должностных преступлений обязательным признаком является предмет — взятка (получение взятки — ст. 168 УК, посредничество во взяточничестве—ст. 169 УК, дача взятки— ст. 170 У К, провокация взятки — ст. 171 УК), а также документы (должностной подлог-ст. 172УК). С объективной стороны должностные преступления, относящиеся ко взяточничеству (ст. 168-171 УК) и должностной подлог без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 172 УК) сформулированы как преступления с формальным составом — они являются оконченными с момента совершения общественно опасного деяния. Остальные должностные преступления — злоупотребление властью или должностным положением (ст. 165 УК), превышение власти или должностных полномочий (ст. 166 УК), халатность (ст. 167 УК) и квалифицированный вид должностного подлога (ч. 2 ст. 172 УК) — являются преступлениями с материальным составом. Момент их окончания законодатель связывает с наступлением общественно опасных последствий в-виде причинения существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических лиц либо с причинением тяжких последствий. Большинство преступлений, помещенных в главу VII УК могут быть совершены только путем активных действий, и лишь злоупотребление властью или должностным положением (ст. 165 УК) и халатность (ст. 167 УК) могут быть совершены как путем действий, так и путем бездействия. Субъективная сторона этих преступлений характеризуется умыш-ленной формой вины, за исключением халатности (ст. 167 УК), которая может быть совершена только по неосторожности. Отношение должностного лица к наступлению тяжких последствий при совершении злоупотребления властью или должностным положени-ем(ч.2ст 165 УК), превышения власти или должностных полномочий (ч. Зет, 166 УК) и при совершении должностного подлога (ч. 2ст 172 УК) может быть как умышленным, так и неосторожным. При совершении отдельных преступлений рассматриваемой главы обязательным признаком субъективной стороны является мотив: корыстные побуждения или иная личная заинтересованность при злоупотреблении властью или должностным положением^. 165 УК), корысть при получении взятки (ст. 168 УК). Субъектом рассматриваемых преступлений может быть только должностное лицо, за исключением посредничества во взяточничестве^. 169 УК) и дачи взятки (ст. 170УК). В соответствии с ч. 1 ст. 164 УК под должностными лицами понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях либо в организациях, независимо от форм собственности, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющих такие обязанности по специальному полномочию. Таким образом, закон устанавливает четыре вида должно стных лиц: 1) представители власти; 2) лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей; 3) лица, занимающие должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей; 4) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию. К представителям власти относятся работники государственных органов или учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения физическими либо юридическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности или подчиненности (народные депутаты, судьи, прокуроры, работники милиции, инспектора государственных инспекций и др.). Организационно-распорядительные обязанности — это функции по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, ведомств, государственных, коллективных или частных предприятий и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т. п.), руководители участков работ (мастера, бригадиры и т. п.). Административно-хозяйственные обязанности — это полномочия по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовьіх отделов и служб, их заместителей, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов этих предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и др. Лицо признается должностным не только тоїда, когда оно выполняет соответствующие функции или обязанности постоянно, но и в тех случаях, коща лицо выполняет их временно или по специальному полномочию (т. е. выполняет разовые или срочные поручения должностного лица без занятия должности) при условии, что эти обязанности или полномочия возложены на него в установленном законом порядке правомочным органом или должностным лицом. Не считаются должностными лицами рядовые работники, выполняющие по своей должности лишь производственные и материально-технические операции, а также лица, занимающие должности, связанные с сугубо профессиональной деятельностью. Однако некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечение, преподавание) совершают юридически значимые действия, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этих случаях они также относятся к категории должностных лиц.
Вопрос 157 В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Органы правосудия играют важную роль в осуществлении функций охраны и укрепления законности в борьбе с преступностью и правонарушениями. Их деятельность направлена на охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, окружающей среды, конституционного строя страны. В системе властных государственных структур они являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости, гуманизма. Создание сильной и независимой судебной власти - одна из основных задач проводимой в России судебной реформы.
[1] Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2.-Ст. 219. [2] «Российская газета».-1998.-17 июля. [3] Бюллетень Верховного Суда СССР.-1991.- №8, с. 48. [4] Петрова В.И., Ревяко Т.И. Наркотики и яды: психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения.-Минск: Литература, 1996. [5] Александров А.И., Айнбиндер М.Я., Афанасьев В.В. и др. Наркотики в России: преступления и расследование. Научное издание.- СПб., 1999. [6] Протокол заседания Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 года № 51/7-96. //Новые лекарственные препараты. 1998.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |