Тема: «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция»
Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ По дисциплине «микробиология» Для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения) К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 3 ТЕМА: «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.
Составители: к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В. к.б.н., доцент_________________ Хохлова О.Е.
Красноярск Занятие № 3 Тема: «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция». 2. Форма организации занятия:лабораторное занятие. 3. Значение изучения темы: Контроль микробиологической чистоты – важная составляющая качества, которой уделяют большое внимание на этапе регистрации лекарственных средств (ЛС), при их производстве и реализации. Чтобы ГЛС соответствовали требованиям нормативных документов, необходимы мероприятия по обеспечению норм микробиологической чистоты при их производстве, хранении и применении. Для стерильных ЛС – это прежде всего выбор и валидация метода стерилизации, надлежащие условия производства, определенные требования к первичному упаковочному материалу, МЧ исходного сырья, ограничения срока хранения после вскрытия упаковки и др. Для нестерильных ЛС, кроме надлежащих условий производства, основным фактором, обеспечивающим МЧ при производстве, хранении и применении ГЛС, является эффективность действия антимикробных консервантов. Для предотвращения контаминации ЛС необходимо применение антисептиков и дезинфектантов. При этом в соответствии с современными требованиями на этапе регистрации необходимо представить экспериментальные данные, доказывающие эффективность антимикробных консервантов. 4. Цели занятия: - общая: обучающийся должен обладать ОК: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и ПК: способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48); - учебная: знать методы, приборы и режимы стерилизации питательных сред; методы, приборы и режимы стерилизации лекарственных средств; методы, приборы и режимы стерилизации аптечной посуды, прочих вспомогательных материалов; контроль режима стерилизации; основные группы дезинфектантов и антисептиков, механизм их действия, область и способ применения; методы микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств; уметь выбрать способ и режим стерилизации в соответствии с конкретными задачами; выбрать средства и режим дезинфекции в соответствии с конкретными задачами; интерпретировать результаты микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств; владеть навыками интерпретации результатов микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств; навыками выбора метода и способа стерилизации. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний: Собеседование по контрольным вопросам:
Тесты. 1. Уничтожение определенных групп патогенных микроорганизмов в окружающей среде: а) асептика б) стерилизация в) дезинфекция г) антисептика д) пастеризация
2. Система мероприятий, предупреждающих внесение микроорганизмов из окружающей среды в ткани: а) дезинфекция б) асептика в) стерилизация г) антисептика д) тиндализация
3. Полное уничтожение в объекте всех микроорганизмов: а) асептика б) антисептика в) стерилизация г) дезинфекция д) пастеризация
4. Методы стерилизации (верно все, к р о м е): а) кипячение б) автоклавирование в) прокаливание г) фильтрование через бактериальный фильтр д) ионизирующее облучение
5. Вещества, используемые для дезинфекции (верно все, к р о м е): а) хлорамин 3% б) спирт 960 в) септабик г) жавелион д) аламинол
6. При повышении концентрации эффект усиливается у всех нижеперечисленных дезинфектантов, к р о м е: а) хлорамина б) перекиси водорода в) гипохлорит г) хлорной извести д) спирт 700
7. Спектр действия дезинфектантов (верно всё, к р о м е): а) споры б) вирусы в) насекомые г) грибы д) бактерии
8. Эффективность дезинфекции зависит от (верно всё, к р о м е): а) физико-химические свойства дезинфектанта б) устойчивости микроорганизмов в) освещённости г) уровня микробной контаминации д) способа обработки (протирание, погружение и др.)
9. Наиболее устойчивы к дезинфектантам: а) споры бактерий б) микобактерии туберкулёза в) нелипидные (мелкие) вирусы г) грибы д) вегетативные бактерии
10. Причины снижения эффективности дезинфектантов (верно всё, к р о м е): а) наличие органических загрязнений (кровь, гной, мокрота, фекалии и др.) б) высокий уровень микробной контаминации в) параллельное использование спирта г) формирование устойчивых штаммов микроорганизмов д) нарушение технологии приготовления дезинфектанта
11. Возможное действие дезинфектантов (верно всё, к р о м е): а) бактерицидное б) вирулицидное в) фунгицидное г) инсектицидное д) спороцидное Правильный ответ: г
12. Правила работы в учебных комнатах кафедры микробиологии предусматривают (верно всё, к р о м е): а) мытьё рук б) наличие халата, колпака, сменной обуви в) запрет приёма пищи г) хранение личных вещей в специально отведенном месте д) работу с микроорганизмами Ι группы патогенности 1. Полное уничтожение в объекте всех микроорганизмов: а) асептика б) антисептика в) стерилизация г) дезинфекция д) пастеризация
2. Стерильными должны быть лекарственные средства для (верно все, к р о м е): а) внутривенного введения б) внутримышечного введения в) приема в рот взрослыми г) приема в рот новорожденными д) закапывания в глаза 3. Физические методы стерилизации (верно все, к р о м е): а) кипячение б) автоклавирование в) прокаливание г) ультрафиолетовое облучение д) ионизирующее облучение
4. К методам «холодной» стерилизации относятся все, к р о м е: а) стерилизация паром под давлением б) ионизирующее облучение в) использование бактериальных фильтров г) ультрафиолетовое облучение д) стерилизация в парах формалина
5. В печи Пастера стерилизуют: а) инструментарий б) жидкие среды в) одноразовые шприцы г) санитарную одежду д) резиновые перчатки
6. Действующее начало в автоклаве и сухожаровом шкафу: а) давление б) температура в) пар г) время д) γ – лучи
7. Для контроля режима стерилизации при каждом цикле автоклавирования используют: а) биологические индикаторы – бактериальные споры б) время стерилизации в) показания манометра г) биологические индикаторы – культуры неспорообразующих бактерий д) химические индикаторы – ИС-120, ИС-132
Составители тестов: зав. кафедрой, доцент Перьянова О.В. ст. преподаватель Степанова А.И.
Основные понятия и положения темы Стерилизация – полное уничтожение микроорганизмов в стерилизуемом объекте (в переводе с латинского – обеспложивание).Стерилизацию производят различными способами: 1. физическими (воздействиями высокой температуры, излучением); 2. механическими (фильтрование); 3. химическими. При стерилизации фармацевтической продукции требуется обеспечить высокий уровень гарантированной стерилизуемости объектов. После стерилизации не допускается снижение биологической активности препарата более, чем на 1-2% по сравнению с исходным уровнем. Дезинфекция – это мероприятия, направленные на уничтожение или резкое подавление численности патогенных и условно-патогенных микроорганизмов во внешней среде, в том числе на объектах и изделиях. Целью дезинфекции является предупреждение или прерывание передачи возбудителей от инфицированного индивидуума к интактному через объекты внешней среды (факторы передачи). Практически чаще всего используют комбинацию нескольких методов в различных сочетаниях с учетом конструкции объекта, предполагаемой массивности микробной контаминации, свойств дезинфектанта и т. п. Асептика включает в себя совокупность прямых (стерилизация, дезинфекция, антисептика) и косвенных методов воздействия на микроорганизмы с целью создания безмикробной зоны или зоны с резко сниженной численностью микроорганизмов для проведения медицинских вмешательств и исследовательских манипуляций. Антисептика – это система мер быстрого подавления патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на коже и слизистых хирургов, оперируемых, раневых, персонала особо чистых производств. В принципе антисептика – это щадящая дезинфекция применительно к человеку. 5.3. Самостоятельная работа по теме: 1.Ознакомиться с приборами, используемыми для стерилизации в медицинской и микробиологической практике: паровой стерилизатор (автоклав), печь Пастера. 2. Выбрать приборы и режимы стерилизации лекарственных средств, аптечной посуды. 3. Ознакомиться с дезинфектантами, используемыми в медицинской, фармацевтической и микробиологической практике. Выбрать дезинфектанты и режим дезинфекции для предлагаемых объектов. 4. Интерпретировать результаты микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств. Методические указания к выполнению исследовательского задания:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (606)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |