В Российской Федерации. В основе системы органов государственной власти Российской Федерации лежит
В основе системы органов государственной власти Российской Федерации лежит основополагающий конституционно-правовой принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В политической науке иногда говорят о существовании отдельной президентской ветви власти, подразумевая под ней как самого Президента России, наделенного особым конституционно-правовым статусом, так и его Администрацию. Специалисты же в области конституционного права [4, с. 437] трактуют термин «президентская власть» не как отдельную ветвь власти, а лишь как особый статус Президента в системе трех властей, комплексный характер его прав и обязанностей во взаимоотношениях с другими ветвями властями. Помимо органов государственной власти, входящих в одну из трех ветвей, отдельно выделяют также федеральные органы государственной власти с особым статусом: Прокуратуру РФ, Центральный банк (ЦБ РФ), Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ (ЦИК РФ), Уполномоченного по правам человека в РФ и Академии наук. Местное самоуправление (муниципальная власть) не входит в систему органов государственной власти, а представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Общественный контроль деятельности государственной и муниципальной власти в Российской Федерации в настоящее время осуществляется Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов РФ. Президент Российской Федерации,по Конституции РФ, является главой государства. Уникальность его положения обусловлена тем, что он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовали избиратели в том или ином регионе. Получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, Президент представляет совокупные, то есть общие интересы всего народа. Он находится также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных движений, являясь своеобразным правозащитником всего российского народа. Порядок избрания Президента РФ установлен Конституцией, а также федеральными законами от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» и от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента России назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. В случае досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий выборы назначаются на последнее воскресенье третьего месяца с текущей даты. Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит в торжественной обстановке присягу народу, которая носит название инаугурации. С момента принесения присяги он приступает к исполнению своих обязанностей. Прекращение исполнения Президентом РФ своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента Российской Федерации. Досрочное прекращение полномочий возможно в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не вправе: распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ. Конституция Российской Федерации (ст. 93) предусматривает также возможность принудительного отрешения Президента РФ от должности (импичмент) на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Полномочия Президента РФ охватывают практически все сферы государственной жизни. Ему принадлежит право: ♦ назначать общероссийский референдум и выборы Государственной Думы; ♦ с согласия Государственной Думы назначать Председателя Правительства РФ, по предложению Председателя Правительства РФ назначать его заместителей и федеральных министров, самостоятельно принимать решение об отставке Правительства; ♦ представлять Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ♦ представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ; ♦ самостоятельно назначать судей других федеральных судов, а также '/3 членов Центральной избирательной комиссии РФ (5 человек); ♦ право законодательной инициативы и вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием (которое может быть преодолено лишь при повторном принятии законопроекта большинством в 2/3голосов обеих палат), и др. Конституционные полномочия Президента РФ реализуются им как лично, так и через такие функционирующие при нем органы, как Администрация, Государственный совет и Совет Безопасности. Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность и осуществляющим контроль исполнения решений Президента РФ. Правовой основой ее деятельности является пункт «и» статьи 83 Конституции РФ, а также Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 06 апреля 2004 г. № 490. Администрация Президента РФ осуществляет следующие функции: ♦ подготовка законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы; ♦ подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой; ♦ подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении; ♦ подготовка проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных документов; ♦ подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений; ♦ осуществление контроля за исполнением федеральных законов, указов и других решений Президента РФ; ♦ содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам и др. В состав Администрации Президента входит Руководитель, его заместители, помощники, пресс-секретарь и руководитель протокола, советники, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты и иные должностные лица, а также управления и иные самостоятельные подразделения (департаменты) Администрации Президента РФ. Полномочные представители Президента РФ представляют его интересы в федеральных органах государственной власти и федеральных округах. Они контролируют исполнение руководителями этих органов федерального законодательства и в случае его нарушения вносят соответствующее представление Президенту РФ, который вправе приостанавливать действие актов в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Правовой основой его деятельности является Указ Президента РФ «О Государственном совете Российской Федерации» от 01 сентября 2000 г. № 1602. Основными задачами Государственного совета являются: ♦ содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; ♦ обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов, государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту; ♦ обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными и региональными органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства и внесение соответствующих предложений Президенту; ♦ рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов, имеющих общегосударственное значение; ♦ обсуждение проекта федерального бюджета, а также хода исполнения федерального бюджета; ♦ обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ; ♦ обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, имеющих важное государственное значение. В состав Государственного совета входят председатель и члены, участвующие в его работе на общественных началах. Председателем Государственного совета является Президент РФ, который определяет место и время проведения заседаний совета и президиума, председательствует на заседаниях, формирует план работы и повестку дня очередного заседания, дает поручения членам и секретарю. Членами Государственного совета являются высшие должностные лица (губернаторы, президенты, главы администрации) субъектов РФ. По решению Президента в состав Государственного совета могут также включаться лица, замещавшие должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более срока подряд. Для решения оперативных вопросов компетенции Государственного совета формируется президиум в составе семи членов, круг которых определяется Президентом РФ и подлежит обновлению раз в полгода. Заседания президиума проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже 1 раза в месяц. Для обеспечения работы Государственного совета предусмотрена должность секретаря, обязанности которого возлагаются на одного из заместителей Руководителя Администрации Президента РФ. Обеспечение деятельности Государственного совета осуществляется соответствующими подразделениями Администрации Президента РФ и Управлением делами Президента РФ. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, не реже одного раза в 3 месяца. Для признания заседания правомочным достаточно присутствия на нем простого большинства членов. Решения Государственного совета принимаются на его заседании и оформляются протоколом, подписываемым секретарем. При необходимости решения оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ. Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Правовой основой деятельности Совета Безопасности РФ является Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности» от 05 марта 1992 г. № 2446-1, а также Указ Президента РФ от 07 июня 2004 г. № 726. Основными задачами Совета Безопасности являются: ♦ обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета, независимости и государственной целостности РФ, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства; ♦ определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; ♦ разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечение национальной безопасности и конкурентоспособности; ♦ подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства; ♦ подготовка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности; ♦ подготовка предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности; ♦ решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности. Решая указанные задачи, Совет Безопасности рассматривает законопроекты и готовит проекты решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности; организует и координирует разработку стратегии в области внутренней, внешней и военной политики РФ; рассматривает вопросы, касающиеся создания, контроля, поддержания в готовности средств обеспечения национальной безопасности, а также оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Совет Безопасности формирует и возглавляет Президент РФ, являющийся его Председателем. В него входит также Секретарь, постоянные члены и члены, включаемые в его состав Президентом РФ по представлению Секретаря. Работу Совета Безопасности организует Секретарь, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. Он возглавляет Аппарат Совета Безопасности, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ на правах управления. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях, регулярно проводимых 1 раз в квартал, постоянными членами, оформляются протоколами и вступают в силу после утверждения Председателем. В целях оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель проводит с постоянными членами еженедельные оперативные совещания. Для подготовки решений, выносимых на заседания, Секретарь Совета Безопасности проводит со всеми членами совещания по стратегическому планированию. Основными рабочими органами Совета Безопасности являются его постоянные или временные межведомственные комиссии. Федеральное Собрание Российской Федерации(парламент) состоит из двух палат — нижней (Государственной Думы) и верхней (Совета Федерации). Порядок формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ основывается, на Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ. Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами России сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты избираются по федеральному округу (вся территория России) пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов (так называемая пропорциональная избирательная система, или голосование «по партийным спискам»). Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями и должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тыс.) либо обеспечено избирательным залогом (60 млн руб.). Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соблюдение требований федерального законодательства при выдвижении федеральных списков кандидатов. В случае представления подписных листов она проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и их подписей, после чего принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух федеральных списков кандидатов, голосование на выборах депутатов Государственной Думы откладывается на срок до 2 месяцев для дополнительного выдвижения федеральных списков. Для финансирования своих избирательных кампаний политические партии создают собственные избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 млн руб., при этом в указанную сумму не включаются расходы региональных отделений политической партии (предельная сумма расходов каждого из них не должна превышать 30 млн руб.). По итогам голосования на выборах депутатов Государственной Думы ЦИК РФ в двухнедельный срок определяет результаты выборов. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, которые получили не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков не менее двух и за них в совокупности подано более 60% голосов избирателей. Другие федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. После официальной публикации результатов выборов депутатов Государственной Думы и выполнения победившим кандидатом требования о сложении с себя обязанностей, несовместимых с депутатским статусом, ЦИК РФ регистрирует его и выдает ему удостоверение об избрании депутатом Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в настоящее время регулируется Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 05 августа 2000 г. № 113-ФЗ. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: от высшего законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта. Срок полномочий члена Совета Федерации (сенатора) ограничивается сроком полномочий того органа государственной власти субъекта РФ, от которого он избран (или назначен) в Совет Федерации. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия решения о подтверждении полномочий данного члена и прекращаются в день принятия решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа субъекта РФ. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации раскрываются в правоведении [4, с. 517] через категории «специальной (исключительной) компетенции» и «предметов совместного ведения». В специальную компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы: ♦ утверждение изменения границ между субъектами РФ; ♦ утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения; ♦ решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории Российской Федерации; ♦ назначение выборов Президента РФ и отрешение в установленных законом случаях Президента РФ от должности; ♦ назначение на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также 1/3 членов ЦИК РФ (5 человек); ♦ назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины ее аудиторов (6 человек); и др. Специальную компетенцию Государственной Думы составляют следующие вопросы: ♦ дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, а также выражение недоверия Правительству РФ; ♦ выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; ♦ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты РФ и другой половины ее аудиторов (6 чел.); ♦ назначение на должность 1/3 членов ЦИК РФ (5 человек); ♦ объявление амнистии, и др. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации,являющееся органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ. Правовой основой деятельности Правительства РФ является Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ. Система и структура Правительства РФ в настоящее время установлены Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09 марта 2004 г. № 314. Структура Правительства РФ (с изменениями на 05 февраля 2007 г.) приводится в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |